Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
26.08.2011
Вот что сказано в Торе о благотворительности: «Остерегайся, чтобы не было в сердце твоем злого умысла: мол, приближается седьмой год, год отпущения, и захочется тебе сделать зло нищему брату твоему, и не дашь ему; дай же ему, и да не будет досадно тебе, когда дашь ему, ибо за это благословит тебя Б-г, Всесильный твой, во всех делах твоих и во всяком начинании твоем» (Дварим 15:9-10). Иными словами: даже в трудные времена даруй тепло сердца и жертвуй деньги тем, кто имеет еще меньше тебя.
Это обращение Всевышнего к нашим предкам отражено в своде еврейских законов, где сказано: «Давать деньги на благотворительность должен каждый. Даже те, кто сами живут на пожертвования, обязаны помогать другим, выделяя деньги из тех сумм, которые получают».
С одной стороны, этот закон кажется слишком уж строгим, а с другой — абсурдным.
Строгим он является потому, что обязует человека настолько бедного, что он вынужден существовать за счет других, помогать своим собратьям, попавшим в трудное положение. Неимущий должен жертвовать деньги, даже если сам живет на пожертвования!
А абсурдность этого закона заключается в том, что богатые люди должны выделять достаточно средств для того, чтобы неимущие могли использовать их для себя, да еще и отдавать другим! Если бедный человек отдает часть пожертвованных ему денег, у него остается меньше средств к существованию, и это значит, что ему опять нужны деньги.
Этот закон является очередным примером того, насколько постулаты иудаизма отличаются от общепринятой морали. Согласно этой морали, бедного человека не просто нужно освободить от обязанности жертвовать деньги; необходимо запретить ему это делать, поскольку такая «щедрость» стоит ему денег, а также лишает его возможности откладывать средства, чтобы избавиться от положения, при котором его существование зависит от пожертвований.
Кроме того, с каких это пор жертвование денег на благотворительность является насущной необходимостью? И почему бы не сделать эту деятельность обязательной только для богатых по отношению к бедным? В этом случае Тора переопределяет явление, которое мы называем благотворительностью. Согласно учению Каббалы, перед тем как сотворить наш мир, Всевышний искал способ выражения Своей доброты. Но благотворительность невозможна в отношении самого жертвующего; такой способ подобен перекладыванию денег из одного кармана в другой. И тогда Б-г создал наш мир и людей, живущих в нем, чтобы дарить нам свое добро.
Тот факт, что от рождения человек начинает брать, очевиден. Но здесь раскрывается новый смысл изречения Торы, согласно которому «Б-г создал нас по Своему образу и подобию». Поскольку Всевышний по сути Своей — дающая сторона, значит, — и мы тоже. Причина, по которой мы были созданы, заключается в потребности брать, но то, как мы были сотворены (по образу и подобию Б-га), свидетельствует о нашей потребности отдавать. Это и есть часть нашей духовной сущности, и если мы хотим сохранить наш образ (подобный Б-жественному), то должны хранить эту сущность в себе.
В тот момент, когда мы перестаем давать, очень важная часть каждого из нас прекращает свое существование. То есть для нас возможность делиться с другими является не признаком хорошей жизни, но необходимостью. И дело не в том, что мы делаем; это наша суть, часть нашей идентичности.
Таким образом помощь другим является помощью самому себе. Следовательно, поскольку благотворительностью считается жертвование денег неимущему, а для него не менее важно делиться с другими, не давая ему делать это, мы не даем ему жить.
Было бы грубой ошибкой не давать неимущему ощущать связь с его сущностью, пусть и ненадолго; значит, нам следует не просто обеспечить его насущные потребности, но и помочь ему ощутить себя дающим.
В иудаизме жертвование средств на благотворительность — не просто увлечение или общественная обязанность, и не нечто правильное и поощряемое; эта часть нашей жизни помогает нам жить, дает нам силы и энергию.
Более того, она не просто помогает нам выжить с физической точки зрения; она рождает добро, которое затем живет в воспоминаниях наших родных и близких, делая свой вклад в общую копилку добра.
Поэтому, несмотря на то что иногда мы вынуждены брать для того, чтобы выжить, мы не забываем о необходимости давать — ведь она помогает нам жить.
Мендл Калменсон