Top.Mail.Ru

Колумнистика

Меир Антопольский

Философия ненависти

14.07.2015

Философия ненависти

14.07.2015

Все, наверное, не раз слышали о категорическом утверждении наших мудрецов, что второй Иерусалимский Храм был разрушен за грех беспричинной ненависти. Поскольку на том же дыхании мудрецы нам сообщают, что первый Храм был разрушен за грехи идолопоклонства, убийства и разврата, то становится очевидным: беспричинная ненависть – это что-то совсем уж дурное. Но что же это за ненависть такая и откуда она берется?

Сильно упрощая, можно сказать, что по каббале человеческие души происходят из одного источника – Кладезя жизни, где они едины друг с другом и со своим Творцом. Рождение и становление индивидуальной личности, таким образом, – высекание ее из единого целого. «Сколь же невелика ценность всяческих разумных и научных оснований для конфликтов. Только по слабости разума человек выражает все эти основания в виде причин и требований, – писал рав Авраам-Ицхак Кук, – Истинный же корень конфликтов заключен в беспричинной ненависти на уровне Кладезя жизни ко всему, что отдельно от него».

Иными словами, существование «оправданной» ненависти между людьми, вызванной конкретными причинами, вроде бы не отрицается. Однако четко постулируется: только отсутствие достаточной интеллектуальной честности мешает людям признать, что во многих случаях они ненавидят ближних не вследствие каких-то разумных причин, а чистой, беспричинной неприязнью к чему-то внешнему.

Младенец не может быть зол на кого-то конкретно просто потому, что он с трудом понимает разницу между своей матерью и своей же ногой, и уж тем более не выделяет других людей в качестве отдельных персонажей. Чем больше по мере роста ребенок осознает себя как личность, тем сильнее нарастает его агрессия ко всему окружающему, часто этому окружающему совершенно непонятная. Этот процесс достигает своего пика в беспричинных вспышках гнева или злости, столь характерных для подросткового возраста.

Увы, есть люди, которые и во взрослом состоянии так и не переросли подростковой агрессии. Попадаются и взрослые, навсегда застрявшие в беззлобном инфантилизме. Однако нормальное человеческое развитие подразумевает взросление, при котором полное осознание собственной личности, ее желаний, убеждений, эмоций сосуществует с принятием других личностей вокруг себя – отдельных, отличающихся всем на свете и всё же имеющих право на существование. Если Всевышний счел нужным сотворить этого панка или этого хасида, может, и мы как-то примем их существование?

Только личность, прошедшая путь становления, осознавшая себя, способна к принятию другого. Именно зрелые, полноценные личности, твердые в своих убеждениях, самоидентификации и выборе жизненного пути могут встать друг напротив друга и принять иной, отличный от себя выбор другой личности. Это же касается, кстати, не только отдельных людей, но и общественных организмов – общин, наций, религиозных движений. Агрессия и злоба всегда скрывают под собой неуверенность и незрелость.

«Если мы и мир вместе с нами были разрушены из-за беспричинной ненависти, то отстроенные заново мы и мир вместе с нами будем через беспричинную любовь», – писал рав Кук. Беспричинная любовь – это любовь к другому, невзирая на его инаковость. Не потому даже, что нам удалось найти между собой нечто общее или точки соприкосновения, а без какой-либо причины вообще. Нас может разделять религия, национальная принадлежность, покрой брюк и взгляды на поэзию – но нам как-то надо научиться с этим жить.

Беспричинная ненависть – часть человеческой природы. Она – следствие того, что люди – отдельные личности, а не единая масса. И потому так трудно ее преодолеть. Отдельная личность осознает себя как личность именно через отторжение всего остального. Именно поэтому неприязнь ко всему, что не я, естественна. Самый простой способ ощутить себя религиозным через противопоставление светским; ощутить себя хасидом – через нелюбовь к «литвакам», ощутить себя евреем – через нелюбовь к неевреям. Самый простой способ – и при этом самый тупиковый. Задача духовного развития как раз и заключается в преодолении этого естественного чувства – самоопределиться, но не через «анти».

Автор о себе:

Мне 47 лет, и у нас с женой Аней на двоих семеро детей. Я родился и вырос в Москве, но вот уже более 15 лет жизнь моя связана с Иерусалимом, в котором я работаю врачом, и нашим домом — поселением Нокдим в Гуш-Эционе. Последние годы все время и силы, которые остаются от работы и семейных радостей, направляю в наше товарищество «Место Встречи», которым руководит Аня. Товарищество это старается совместить несовместимое и встретить евреев всех сортов и разновидностей, а также «примкнувших к ним товарищей» — на «Месте встречи», которое есть Израиль, Иерусалим, Храм (это как zoom на гугл-карте или как матрешка — какой образ вам больше нравится).

 Мнения редакции и автора могут не совпадать.

{* *}