Колумнистика

Михаэль Кориц

Радости Судного дня

11.10.2016

Радости Судного дня

11.10.2016

Йом-Кипур стал символом примирения. В последние дни часто звучат слова о прощении, в социальных сетях идет повальное разбанивание тех, с кем не ужился в виртуальной реальности, потоком идут звонки и эсэмэски от тех, о ком не было вестей целый год. Тем удивительней, что именно название праздника на русском языке стало темой для наиболее острых дискуссий в еврейском медиапространстве. Стоит кому-то назвать Йом-Кипур Судным днем, как почти со стопроцентной вероятностью появится комментатор, разоблачающий ошибку: «Судный день – это Рош а-Шана, а Йом-Кипур – это День Искупления».

Причем возражение это – не из числа придирок. Высший суд над всем миром действительно соотносится с еврейским Новым годом – днём сотворения первых людей, а Десять дней раскаяния, которые увенчивает Йом-Кипур, – время для исправления, дающее возможность с помощью раскаяния смягчить и даже полностью отменить вынесенный в Рош а-Шана приговор. Но традиция именования Судным днём именно Йом-Кипур прочна и сомнений не вызывает. Возможно ли, что в ее основе лежит ошибка?!

Как это нередко бывает в еврейском споре, правы обе стороны. Каждое из названий Йом-Кипура подчеркивает одну из его сторон. Седьмой Любавический Ребе не раз обращал внимание, что Десять дней раскаяния включают в себя и праздничные дни – Рош а-Шана и Йом-Кипур – и название этих десяти дней выражает и общий для праздников смысл. Йом-Кипур венчает десять дней раскаяния и суда, в Йом-Кипур скрепляется печатью решение на весь будущий год, и это дает нам полное право именовать его Судным днем.

Именно таким предстает перед нами атмосфера молитвы в Йом-Кипур на картинах художников XIX века – фигуры, склонившиеся в почтении перед приближающимся приговором, с трепетом и смятением на лицах.

В наше время судебные мотивы Йом-Кипура остаются столь же актуальными, но все чаще сочетаются с праздничными и радостными. Основания для такого взгляда на Йом-Кипур можно найти и в самых древних источниках: не в случайно Мишна называет его одним из двух самых радостных дней в году. Но развитие этого взгляда в качестве превалирующего связано с последними столетиями, когда на еврейский мир оказала влияние лурианская каббала и учение Баал Шем Това.

Каждый из праздничных дней даёт нам уникальные душевные силы на будущий год. Если в Рош а-Шана мы проникаемся к трепету перед величием Творца мира, то в Йом-Кипур перед нами раскрывается Его любовь, что даёт нам силы любить своих ближних. Молитвы Йом-Кипура обладают уникальной особенностью. Они начинаются с провозглашения права грешников на искупление. В этом можно увидеть необычную степень единства между разными людьми: даже тот, кто несовершенен и грешен в твоих глазах, на самом деле ничем не хуже тебя в тот великий момент, когда раскрывается глубинная связь каждого из нас со Всевышним. Как недостойные действия, так и несовершенство душевных качеств не могут нанести ущерб связи людей, созданных по образу и подобию Б-га, со своим Творцом.

Таков источник радостной стороны Йом-Кипура, и в молитвах нашего поколения она обязательно проявляется: в одних синагогах более сдержанно, в других – до безудержного веселья, завершающего этот самый святой день еврейского года.

Эволюция Йом-Кипура – хороший пример, опровергающий миф о статичности иудаизма. Связь с предыдущими поколениями и их верой, начиная с поколения Синайского откровения и даже еще раньше, – это важнейшая основа еврейской жизни. Но она совсем не означает окостенение и мумификацию прошлого. Наоборот, каждое поколение находит иное выражение своей связи с корнями. Новое поколение обязательно отличается от своих предков – по социальным условиям жизни и восприятию окружающего мира, – поэтому и его связь с прошлым обязательно меняется. Сочетание преемственности и ее созвучия новому поколению – еврейский секрет, показавший свою действенность на протяжении тысячелетий.

Торжество радостной стороны Йом-Кипура в близких нам по времени поколениях – свидетельство того, что в еврейских душах нынешних времен связь со Всевышним раскрывается глубже, чем у предыдущих поколений. Время, когда сохранить свое еврейство стало задачей, требующей самоотверженности – будь то из-за агрессивного антисемитизма или новых соблазнов, – дает толчок для пробуждения самых глубин еврейской души. В этом году мы видим немало признаков, что встретим на Йом-Кипур в синагогах много новых лиц. Сущностная связь евреев со Всевышним проявляется всё яснее, и Тора перестает быть вотчиной лишь для «профессиональных» евреев.

В этом году была внесена инициатива: провести в канун Йом-Кипура на центральной площади Тель-Авива концерт в знак выражения того, что этот День раскаяния и прощения объединяет всех. Инициатива не была реализована, поскольку есть еще немало противоречий между разными социальными группами, но ее появление говорит о новых, не представимых ранее горизонтах.

Не менее удивительно происходящее последние четверть века с российским еврейством. Много говорится о чуде массового исхода евреев из Советского Союза, но не меньшее чудо в том, что еврейство России не только сохранило себя без пресса государственного антисемитизма, но и смогло стать общественным явлением, выходящим далеко за пределы синагогальных стен.

Все происходящее в мире не случайно. Эта колонка – сотая из написанных мной для сайта Jewish.ru, сумевшего привлечь широкие круги читателей, объединенных интересом к еврейству. В каббале число «сто» выражает самую высокую ступень духовного подъема, звучащую в провозглашаемых на исходе Йом-Кипура словах: «Слушай, Израиль! Г-сподь Б-г наш – Г-сподь один!» Пусть это будет для нас еще одним намеком на скорую радость Йом-Кипура – святого дня, когда раскрывается прочная связь каждого из нас с Б-гом и его Торой, и тем самым даётся благословение свыше во всех благих начинаниях. Хорошего вам приговора на будущий год!

Самое читаемое

Хроники

Казни ради

Трупы повешенных были сожжены. Прах передали двум агентам госбезопасности. На зимней дороге в пригороде Праги их машина забуксовала. Прах высыпали под колеса, чтобы ехать дальше...

Общество

Еврейка из прошлого

«Муж умирал, и я сказала: “Можно ли мне обнять тебя, хотя я нечиста?” (ибо у меня были месячные, и я не смела коснуться его). Он ответил: “Упаси Б-же, детка, подождем еще немного, и ты очистишься”. Увы, когда это произошло, было уже поздно!»...

Литература

Близнецы в зверинце

Ева начала процесс по сбору свидетельских показаний бывших врачей Освенцима, а потом сообщила, что прощает их, в том числе и доктора Менгеле. Сама власть прощать, по словам Евы Мозес-Кор, делала её сильнее её мучителей, и только прощение помогло ей отрешиться от тягостных воспоминаний,...