Top.Mail.Ru

Колумнистика

Александр Непомнящий

Война с горы

18.07.2017

Война с горы

18.07.2017

Год назад друзья из России, гостившие в Израиле, с возмущением рассказали, как в Иерусалиме полиция не пустила их на Храмовую гору: при досмотре у них обнаружились восковые свечи, купленные в одной из лавок Старого города. Им объяснили, что свечи – предмет христианского культа, а значит, вносить их на Храмовую гору нельзя. Другого туриста на их глазах не пропустили из-за висевшего на шее крестика.

– Зачем израильтяне так притесняют христиан? – с обидой спросили они меня.
Смутившись, я рассказал, что эти странные ограничения введены по требованию мусульман и касаются не только христиан, но и евреев, и всех остальных «неверных». Но достаточно сложно объяснить стороннему наблюдателю, почему на Храмовой горе, где располагались и Первый, и Второй еврейские Храмы, и которая находится под контролем Израиля, евреям нельзя молиться, а за такую попытку их немедленно задержит израильская же полиция. Что-то видится в этом по-кафкиански абсурдное и изуверское.

Да что там молитва! Если при обыске на входе у вас найдут любые христианские или иудейские религиозные принадлежности, включая кресты и свечи, талиты и книги или даже листок с текстом мало-мальски религиозного содержания, вас немедленно завернут. Удивительно, что соблюдающих евреев еще не заставляют снимать кипу. А если вы всерьез попробуете не то что молиться, а хотя бы шевелить губами, произнося слова про себя, – вас тут же задержит полиция, а доступ на Храмовую гору вам впредь будет закрыт.

Таковы правила сложившегося после освобождения Иерусалима в 1967 году статус-кво между израильским правительством и «Вакфом» – мусульманской структурой, в руках которой оставили управление Храмовой горой. Политика «Вакфа» в отношении евреев и христиан откровенно дискриминационная, однако израильские власти и полиция, не желая осложнять и без того напряжённую ситуацию, попустительствуют ей, невзирая на то, что Израиль – демократическая страна со свободой вероисповедания.

Дебаты о том, что этот статус-кво необходимо менять, ходили уже давно. Но абсолютно очевидно это стало в минувшую пятницу, когда трое израильских арабов, вооружённых кустарными пистолетами-пулемётами и ножами, атаковали возле Львиных Ворот поддерживающих порядок полицейских, а потом попытались скрыться в мечети. В результате нападения трое сотрудников израильской полиции и военнослужащих получили огнестрельные ранения, от которых двое из них вскоре скончались. Оба погибших израильских полицейских, к слову, тоже были арабами – из отколовшегося тысячу лет назад от шиитского направления племени друзов. У 30-летнего Хаиля Сатауи из галилейской деревни Мрар остался трёхнедельный первенец, а 22-летний Камиль Шанан из расположенной по соседству деревни Хурфейш был сыном бывшего депутата Кнессета.

Все три террориста – представители большого мусульманского клана Джабарин из крупного арабского города Ум эль-Фахм. Их земляк шейх Раед Салах – известный экстремист, неоднократно отбывавший наказание в тюрьме за терроризм и связи с ХАМАСом, возглавляющий сейчас северную ветвь «Исламского движения в Израиле». На эту организацию в своем заявлении ХАМАС и возложил ответственность за этот теракт, добавив, что совершён он был в качестве мести за «осквернение евреями мечети Аль-Акса» – под этим исламские террористы подразумевают восхождение евреев на Храмовую гору.

Позиция еврейской традиции на вопрос восхождения евреев на Храмовою гору неоднозначная. Многие раввины относятся к таким походам отрицательно, так как пребывающие в «духовной нечистоте» после разрушения Храма евреи могут случайно забрести на территорию, где раньше располагалась Святая святых Храма и куда лишь один раз в году, в Судный день, мог войти Первосвященник. Этой же позиции, к слову, весьма удобной и мусульманам, и израильскому правительству, придерживается главный раввинат страны.

Однако ряд авторитетных раввинов полагают, что при соблюдении правил чистоты можно гулять по специально выверенному маршруту в обход вершины горы. И с каждым годом число евреев, поднимающихся на Храмовую гору, возрастает. В восхождениях участвуют и светские, и религиозные евреи любых течений – от ультраортодоксов до реформистов. И все они сталкиваются с провокациями со стороны активистов «Исламского движения» и представителей «Вакфа». Так было и в минувший четверг, накануне теракта, когда я с супругой и гостем из США поднялись на Храмовую гору.

Вершина Храмовой горы занимает довольно большую территорию. На южной её оконечности, где во времена Ирода Великого находились административные храмовые постройки, располагается сейчас мечеть Аль-Акса. Рядом можно увидеть остатки античных колонн, вероятно, сохранившихся от Второго Храма. А в центре горы – знаменитый позолоченный «Купол над Скалой», по сути, не являющийся мечетью. Остальная территория – фактически пуста, и арабские мальчишки регулярно гоняют там мяч. Мы встретили такую стайку и в этот раз.

Команда из 16 полицейских пресекала на корню любые конфликтные ситуации между нами и сопровождавшими группу активистами «Вакфа», пытавшимися нас подгонять. Однако полицейские также зорко следили, чтобы никому из нас не пришло в голову простираться ниц в Храмовом дворе или совершать иные религиозные акты.

Все полицейские, судя по именам на значках, были неевреями – друзами или другими арабами. Факт, что и на Храмовой горе, и в Пещере Праотцов в Хевроне, также переданной в ведение «Вакфа», полицейскими служат исключительно неевреи, видимо, является еще одной негласной уступкой со стороны властей – олицетворяющие израильский суверенитет в этих местах полицейские, «по крайней мере, неевреи». Нам запомнился один из полицейских – молодой и симпатичный друз, столь дружелюбный, что даже предупреждал о ступеньках. На следующий день наш вежливый проводник был убит террористами.

Сразу после теракта для проведения оперативных действий и поиска тайников с оружием израильская полиция закрыла Храмовую гору для посетителей, вызвав тем самым на себя все проклятия арабского мира. А в воскресенье на всех входах установили рамочные металлодетекторы. Это было решено сделать еще несколько лет назад после очередных арабских беспорядков на Храмовой горе, но израильское правительство тогда на это не пошло, опасаясь новой вспышки.

Как и ожидалось, «Вакф» был в ярости и призвал мусульман, идущих на молитву в Аль-Акса, не проходить через металлодетекторы. После чего активисты «Вакфа» организовали показательные моления на камеру перед рамками с полицейскими, которые были тщательно отсняты и распространены западными журналистами как «свидетельство очередного нарушения Израилем прав человека».

Представители «Вакфа» до сих пор не разрешают мусульманам проходить через металлодетекторы, но в результате впервые за долгие годы еврейские группы смогли в понедельник спокойно подняться на Храмовую гору – без провокаций со стороны исламских экстремистов. Но давление, инициируемое активистами «Вакфа», усиливается, и не ясно, сможет ли правительство противостоять ему.

Главная причина, по которой «Вакф» и подзуживает мусульман, – его члены не приемлют никакого проявления израильского суверенитета на Храмовой горе. Но в этот раз они встали клином в вопросе, который очевиден для любого здравомыслящего человека в современном мире – даже в Мекке в целях безопасности поставлены рамки металлодетекторов, и это никак не унижает ни молящихся, ни важнейшие святыни ислама.

Разумным и достойным компромиссом на Храмовой горе могла бы стать уже используемая «хевронская модель»: одна часть комплекса Пещеры Праотцов открыта только для мусульман, другая – для евреев и всех остальных. При этом десять дней в году – на основные мусульманские праздники – всё здание «отдано» мусульманам, зато в десять важнейших еврейских дат – евреям и остальным посетителям.

Огромная и пустующая – если не сказать заброшенная – территория Храмовой горы, в разы превышающая площадь Пещеры Праотцов, могла бы с легкостью вместить и евреев, и христиан, и любых других желающих, и это никак бы не помешало мусульманам вести одновременно свои службы в мечети Аль-Акса. И каждая из конфессий могла бы получить «свои дни» в особо важные праздники на полное использование всей территории.

В таком компромиссе нет попрания ни одной из религий, наоборот – именно так в демократическом обществе, где соблюдается свобода вероисповедания, и должны защищаться права каждого законопослушного гражданина, туриста и просто человека. Хочется надеяться, что этот страшный теракт на Храмовой горе станет триггером для пересмотра нынешнего статус-кво – ведь, как известно, дорогу к Храму осилит идущий.

{* *}