Колумнистика

Михаэль Кориц

«Матильда» для битья

20.09.2017

«Матильда» для битья

20.09.2017

Еврейский праздник Рош а-Шана имеет простые аналогии с Новым годом в других календарях. Мы все желаем друг другу хорошего года, счастья, здоровья и успехов – как и любые другие народы в Новый год. А яблоко в меду хорошо выражает эту праздничную символику, в которой сладость преобладает над всем. Но есть в символическом ряду еврейского Нового года образ, который в последнее столетие воспринимается всё больше архаичным и даже неуместным – это образ Творца как Царя, выходящего судить мир.

Что может дать образ царя современному человеку, всем своим мышлением принадлежащему миру демократии? При этом символы других еврейских праздников, тоже уходящих своими корнями в глубокое прошлое, вовсе не теряют своей актуальности. Например, свет ханукальных свечей или маца в качестве символа свободы органично вписываются во внутренний мир современного человека. В отличие от царя. Тем более что в последний год монархическая проблематика приобрела для российских евреев новый и неожиданный контекст.

В политической жизни России через сто лет после свержения в ней монархии защита святости царя стала аргументацией для вандализма и запугивания.

Идея монархии и религии в России сейчас ассоциируется с дикостью и насилием.

Какое же место в этом контексте может занять праздник Рош а-Шана, духовный смысл которого как раз и заключен в коронации Всевышнего как царя?!

Отношение к монархии в иудаизме вообще неоднозначное. Когда евреи попросили пророка Шмуэля назначить им царя, тот воспринял это требование как бунт против Б-га, хотя формально назначение царя – это заповедь Торы. Пророк в красках описал, чем это закончится – самовластием одного человека с сопутствующими ограничениями личной свободы граждан и бесконечными поборами. Всё вполне в духе нашего времени.

Эти недостатки монархического строя дали возможность ряду авторитетных раввинов, в том числе Саадии Гаону и Абарбанелю, прийти к выводу, что назначение царя – не обязательная заповедь, а лишь право, которым народ может воспользоваться в вынужденной и безвыходной ситуации. Например, в условиях войны, когда требуется слаженная работа всей вертикали государственного управления. Однако даже противники монархии не спорят, что важнейшим свойством мессианских времен является именно царство Машиаха – то есть монархическое правление.

Ребе Цемах Цедек в своей книге «Дерех мицвойсехо» предлагает такое объяснение этой дуалистичности: посредством подчинения царю мы выражаем подчинение Всевышнему. Но подчинение подчинению рознь. Иногда подчинение – это высокий духовный уровень смирения перед абсолютным Творцом, но зачастую – отказ от совершения преступлений под страхом наказания.

«Если бы не страх перед властью, люди бы жрали друг друга», – говорится в древнем еврейском трактате «Пиркей Авот». Очевидно, что

чем жестче и авторитарнее режим, тем прочнее он удерживает простых граждан от насилия над ближним, полностью отдавая право на насилие карательной машине государства.

И процесс отмирания монархии и авторитарных режимов как строя, наблюдаемый нами в прошедшем столетии, – это результат созревания общества до уровня, на котором появляются новые принципы отношений между людьми, которые превращают жесткую иерархию власти в ненужную, а значит – вредную.

Если формальная управленческая функция царя становится все более архаичной, то внутреннее содержание заповеди назначения царя своей актуальности меж тем не теряет. Как отдельный человек, так и общество в целом нуждаются в осмыслении своей жизни и наполнении ее непреходящими ценностями.

Вера в Единого Творца дает в нашей повседневности те самые абсолютные ценности, которые, с одной стороны, обязывают нас вести себя достойно, а с другой – придают смысл жизни. Поэтому и не теряет актуальности обращение ко Всевышнему, выраженное трублением в шофар, которым евреи ежегодно коронуют Его в праздник Рош а-Шана.

Но, разумеется, не только вера может сделать человеческую жизнь достойной и полноценной. И далеко не всегда вера ее делает такой –

вор ведь тоже молится, чтобы удалась кража.

Место веры в человеческой жизни можно сравнить с местом в ней образования – оно тоже само по себе не делает человека умным, и встречаются мудрейшие люди вообще без всякого образования. Но никто при этом не станет спорить, что образование помогает человеку на пути к мудрости. Также и вера способствует осмыслению и облагораживанию человеческой жизни, но не гарантирует это.

К сожалению, человеческие идеалы – будь это рационализм, гуманизм или любой другой «изм», принятые как абсолютная идея – не выдерживают экзамена даже двух-трех поколений, и происходит скатывание к привычному насилию. Рационалисты вдруг начинают вести себя наименее разумно, а защитники прав угнетенных с большим энтузиазмом дискриминируют всех несогласных со своим мнением. Примеров использования идеалов в целях, противоречащих их сути, человеческая история предоставляет вдоволь. И нередко такую «обработку» проходили и религиозные ценности.

Поэтому коронация Владыки Вселенной означает, по сути, признание ограниченности собственного разума. Даже в том случае – а может, в особенности именно в том случае, – когда разум пытается постичь абсолютную истину. Естественным мерилом нашей искренности на этом пути является уважение к чужой точке зрения – ведь если я не постиг все до конца, то, возможно, недостающей частью истины обладает тот самый ближний, ошибочность позиций которого, казалось, для меня так ясна. Как написал об этом Альтер Ребе в книге «Тания», «каждый человек лучше другого». И совершенствуется благодаря этому «другому».

Идеалом царя в мире стал царь Давид. Особенностью его царствования стало то, что он творил добро для каждого из своих подданных. Неспроста написанные им «Псалмы» остаются бестселлером уже несколько тысячелетий. Этой же особенностью – творить добро своим подданным – обладает и Царь Вселенной. Поэтому мы все получим от Него благословение на наступающий 5778 год от Сотворения мира как в наших материальных, так и в духовных потребностях, необходимых для реализации нашего предназначения. Пусть Свыше будет принято прочное решение о том, что все мы будем тотчас записаны в книгу жизни и нас ждет полный счастья и добра год. Хорошего всем праздника!

Комментарии