Top.Mail.Ru

Колумнистика

Меир Антопольский

Кирпичи свободы

26.03.2021

Кирпичи свободы

26.03.2021

Как бывшие зеки за одну ночь превратились в великий народ, объясняет наш колумнист.

«В Эрец-Исраэль родился еврейский народ. Здесь сформировался его духовный, религиозный и политический облик. Здесь он жил в своем суверенном государстве, здесь создал национальные и общечеловеческие культурные ценности и завещал миру вечную Книгу Книг» – эти слова из Декларации независимости Израиля известны почти каждому еврею на свете. Но закралась в эти слова одна ошибка, и в пасхальные дни она особенно бросается в глаза: еврейский народ не родился в стране Израиля – он пришёл в неё извне.

Праздник Песах, который мы празднуем сейчас – это и есть дни рождения еврейского народа. И рождение это происходит не в стране, которую мы называем своей родиной, а в момент Исхода из чужой, враждебной империи, ставшей для нас громадной тюрьмой.

Не могу вспомнить и даже представить себе подобного праздника ни у одного другого народа. Безусловно, есть немало народов, родившихся и даже сформировавшихся вне той местности, где потом протекала их дальнейшая история. Например, турки зародились далеко в степях Азии и, лишь завоевав Константинополь, стали теми, кем стали. К слову, помню, какое впечатление на нас произвел стамбульский военный музей, в котором нарратив – «Мы пришли и завоевали эту страну!» – так бросался в глаза. Но ведь турки не празднуют день рождения своей нации в далеких степях! Да и другие нации, состоящие сплошь из эмигрантов – американцы, австралийцы или канадцы, – не празднуют же день отплытия кораблей с их предками из Европы!

Стоит отметить, что даже скептически относящиеся к библейскому рассказу о выходе из Египта учёные соглашаются – корни еврейского народа надо искать вне пределов страны, текущей молоко и мёдом. А язык и имена – важнейшие культурные элементы! – связывают древних евреев с северным Междуречьем, откуда ушёл в поисках Земли обетованной наш праотец Авраам, и с Египтом, в который спустились сыновья Яакова.

Но все-таки невозможно назвать народом ни семью богоискателей-полукочевников – как предстают наши праотцы в библейском описании, ни гонимых голодом переселенцев, чудом добравшихся до Египта. И пусть наша традиция считает, что слово «иври», от которого происходит самоназвание «еврей», аллегорически означает «сторону», которую занял наш праотец Авраам в противовес всему остальному миру, но многие учёные, отвергая эту поэтическую модель, связывают название нашего народа со словом «хабиру», встречающимся и в аккадских, и в египетских, и в хеттских текстах. Им обозначали чужаков. Иногда просто кочевников или переселенцев. Но всегда – чужаков!

Нам, урождённым в своё время в стране, где «так вольно дышит человек», известно, что «местные» для «укрепления общественного порядка» рано или поздно «закрутят гайки» – и всех бродяг и чужаков сгонят на каторгу. Например, лепить кирпичи для очередных государственных пирамид. И надо отметить, что свежая идея о том, что всякие сомнительные и непоседливые элементы надо отловить, заковать в кандалы и заставить работать – желательно тяжело, – до сих пор охватывает власть имущих в самых разных странах. Хотя люди эти виноваты лишь тем, что бедны. Вот в такой, можно сказать, каторжной атмосфере и «ковался» еврейский народ.

Но две вещи в этой истории удивительны и чудесны даже больше, чем расступившиеся воды Красного моря. Во-первых, тот факт, что у Моисея получилось – ведь подавляющее большинство восстаний каторжников заканчиваются сами знаете как. А во-вторых, что потомки каторжников празднуют то восстание уже три с половиной тысячи лет подряд.

Поразительно, но в качестве дня рождения народа мы не отмечаем ни завоевание страны, ни основание Иерусалима, ни даже строительство Храма. И нашему главному празднику не сопутствует военный парад или торжественный прием во дворце. Песах – это ночь, в которую были разорваны цепи, сломаны решетки и порвана колючая проволока, а бывшие зеки превратились в народ. И вот веками в эту ночь потомки зеков едят сухари времен каторги, вспоминая чудо освобождения.

Народ, воспитанный на таком празднике, не мог не стать врагом всем великим империям и мелким диктатурам. И каждый год этот праздник напоминает нам, что свобода – необходимое условие. И только свободных людей Моисей должен был привести в Землю обетованную – не рабов, не дисциплинированных работяг и не вымуштрованных солдат.

Мы можем быть в чем-то успешны, а в чем-то разгильдяями. В Израиле много прекрасного, но немало и кавардака. Но у нас нет, не было и не будет железной руки, наводящей образцовый порядок мечом и бичом. И никому такого не пожелаем и не посоветуем. С праздником освобождения!

{* *}