Top.Mail.Ru

Колумнистика

Петр Люкимсон

Суд в руку

13.08.2021

Суд в руку

13.08.2021

Почему антисемитизм всплывает в любой непонятной ситуации и насколько важно жить при хороших судьях, рассуждает после Олимпиады наш колумнист.

Эта неделя и в России, и Израиле прошла под знаком грандиозного скандала, вспыхнувшего после завоевания израильской гимнасткой Линой Ашрам золотой медали на Олимпиаде в Токио. Вслед за обвинениями в адрес судей в предвзятом отношении к российским спортсменкам в рунете вдруг вновь зазвучали откровенно антисемитские высказывания и призывы. Из, казалось бы, давно заросших паутиной чуланов антисемитизма снова стали вытаскивать на свет старую рухлядь – вплоть до мифа о всемирном еврейском заговоре.

Автор этих строк всю жизнь был бесконечно далек от спорта и даже в школьные годы так ни разу и не сумел с разбега перескочить через «козла», и потому я, разумеется, не стал, в отличие от многих журналистов, политиков и просто пользователей интернета, брать на себя решение, кто прав в этом споре. Вместо этого я просто решил посмотреть, что говорят по поводу случившегося профессионалы на тех языках, которые я знаю – русском, иврите, украинском, польском и английском. И большинство из них сходилось во мнении, что победа нашей Линой была абсолютно заслуженной – ее программа была куда более сложной, а исполнение этой программы – куда более виртуозным и, что немаловажно, артистичным, чем у Дины Авериной. И если бы Линой не потеряла ленту, то её отрыв от главной соперницы по очкам был бы куда более впечатляющим.

Понимаю, что эти мнения вряд ли убедят тех, кто считает, что Линой «украла» победу, но думаю, что на самом деле это прекрасно осознают и те «мэтры художественной гимнастики», которые честили бригаду судей лишь потому, что другого пути оправдаться перед вышестоящим начальством они не видели.

Но сам этот скандал невольно напомнил нам, какую огромную роль играют судьи в жизни человеческого общества.

И весьма символично, что он во многом напрямую перекликается с библейской главой «Судьи», которую евреи будут читать в синагогах в ближайшую субботу. «Назначьте себе судей и стражей во всех ваших городах, которые Г-сподь, Б-г ваш отдаёт вам. И пусть они судят народ по справедливости», – такими словами начинается эта глава. А далее следуют требования к судьям: «Не суди превратно, не будь пристрастен и не бери взяток, потому что взятка превращает мудрых в слепцов, а слова праведников обращает в ложь. К справедливости, к справедливости стремись, чтобы жил ты и овладел страной, которую Г-сподь, Б-г твой отдаёт тебе».

На последние слова обычно почти не обращают внимания, сосредотачиваясь на двойном призыве «к справедливости, к справедливости стремись», а между тем в них заключено напоминание о том, что именно справедливый суд и уверенность людей в этой справедливости являются залогом жизнеспособности любого народа и государства и его процветания на своей земле.

По мудрости и справедливости суда и следует оценивать в первую очередь любую страну, будь то Россия, Израиль или США.

И потому, если вы хотите понять, стоит или нет жить в той или иной стране, то прежде всего задайтесь вопросом, пачкают или нет ее судьи свои руки взяточничеством, насколько они не готовы лицеприятствовать кому-либо, включая власть имущих, и действительно ли при вынесении своих решений они стремятся именно к торжеству правды и справедливости – даже если эти правда и справедливость не угодны нынешним властям и противоречат общественному мнению.

При этом Провозглашающий незыблемые моральные нормы человечества прекрасно понимает, что со временем восприятие этих законов, те или иные конкретные детали их исполнения меняются, и судьи должны учитывать эти перемены и идти в ногу со временем: «Если трудно будет тебе рассудить между кровью и кровью, между тяжбой и тяжбой, между язвой и язвой – по делам спорным в твоём городе, – то встань и взойди на место, которое изберет Б-г, приди к коэнам, левитам и к судьям, которые будут в те дни, и расспроси и у них, и скажут они тебе, как поступить по закону. И поступи по слову, которое они скажут тебе, не уклоняясь ни вправо, ни влево». То естьчеловек должен исполнять решение компетентного суда даже в том случае, если оно кажется ему нелогичным и даже абсурдным – ведь не имея достаточных знаний закона, глядя на ту или иную ситуацию чаще всего лишь с одной, своей собственной стороны, он не всегда способен оценить мудрость и сбалансированность решения судьи.

И в этом, как мне кажется, и заключается ответ всем олимпийским скептикам: давайте всё же полагаться на мнение судей, ни один из которых не оказался случайно в своем кресле, и каждый знал, что за его решением пристально следит весь мир.

{* *}