Top.Mail.Ru

Деньги на разведке

29.06.2017

Во вторник «Моссад» объявил о создании инновационного технологического фонда «Либертад», задачей которого станет развитие технологических возможностей спецслужбы. Теперь изобретательные израильтяне, желающие ощутить себя причастными к азартному миру шпионских страстей и при этом еще и заработать на неспокойном быте реальных Джеймсов Бондов, смогут воплотить свои идеи и создать стартап-компанию за счёт государства, а точнее – службы внешней разведки. Созданный фонд будет инвестировать в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) стартап-компаний, действующих в сферах, находящихся в традиционном интересе разведки.

Инициатором и организатором фонда стал 46-летний генеральный директор офиса премьер-министра Эли Гронер, репатриировавшийся в 15-летнем возрасте с родителями из США. Выпускник престижного военно-подготовительного курса, отслуживший армию в рядах знаменитой парашютно-десантной бригады «Цанханим», Гронер занял свою нынешнюю должность около двух лет назад, будучи к тому времени уже ветераном боевых частей и обладая обширным опытом административной, дипломатической и коммерческой службы. В течение последних полутора лет Гронер по просьбе «Моссада» разрабатывал план, позволивший в итоге связать вместе деятельность этой секретной организации, инертных правительственных ведомств и, наоборот, крайне динамичного мира стартапов.

К слову, схожая модель с конца 90-х годов работает и в ЦРУ, создавшем венчурный фонд In-Q-Tel (IQT), не имеющий прибыли, но получающий доступ к самым новым разведывательным технологиям. Вместе с тем, по словам Гронера, израильская схема, созданная с учётом особых потребностей «Моссада» и при этом привлекательная с точки зрения коммерческих компаний, – беспрецедентна. Финансируя программы НИОКР, «Моссад» станет обладателем лицензий на использование разработанных технологий, но при этом не сможет ограничивать права разработчиков на созданную ими интеллектуальную собственность, а также предъявлять требования по техническому обслуживанию, эксплуатации и возмещению суммы инвестиций.

Стремясь оставаться на переднем крае сферы инновационных достижений, «Моссад» на протяжении последних лет уже использовал аутсорсинг, сотрудничая с частными компаниями и приобретая у них нужные технологии. Теперь, участвуя в их разработке с самого начала, разведка получит куда большую, чем прежде, возможность влиять на конечный результат, вместо того чтобы подстраивать свои потребности под существующий продукт. Это, безусловно, лучше обеспечит в будущем сохранение столь необходимого «Моссаду» качественного технологического преимущества. Инвестируемые суммы, как правило, не будут превышать 500 тысяч долларов в каждый проект, но не исключаются и более серьёзные инвестиции.

Сферы, в которые «Моссад» заинтересован в ближайшее время вкладывать средства, – это роботизированные, энергетические и аккумуляторные технологии, инструменты для шифрования данных на высоких скоростях, распознавание характерных черт личности на основании анализа действий и поведения в социальных сетях, а также методы концентрации документов, каталогизации, определение контекста и семантических связей на базе алгоритмов машинного обучения.

Создание фонда стало частью общей стратегии, которую в последнее время развивают все без исключения израильские службы безопасности. Она направлена как на более тесное сотрудничество с частными компаниями, так одновременно и на конкуренцию с ними в борьбе за квалифицированных специалистов. Не случайно и «Моссад», и Служба общей безопасности «Шабак» открыто приняли участие в престижной международной конференции Cybertech, состоявшейся в январе в Тель-Авиве, разыскивая и привлекая талантливые кадры к работе в своих технологических подразделениях.

В качестве названия фонда выбрано «Либертад», которое происходит от латинского слова «свобода» и, как сообщил участвовавший в презентации высокопоставленный чиновник «Моссада», обыгрывает открывающиеся возможности как для частных компаний и предпринимателей в Израиле развивать свои технологии с помощью разведслужбы, так и для неё самой находить необходимые технологические решения. Чиновник также напомнил, что название «Либертад» носило судно, на котором нелегальные репатрианты достигли в 1940 году берегов Земли Израиля.

К слову, две недели назад, 13 июня – именно в тот день, когда информация о новом фонде впервые просочилась в СМИ, – исполнилось как раз 77 лет с выхода в море из порта в болгарской Варне этого самого корабля с 380 нелегальными репатриантами на борту. В 1940-м на преодоление относительно небольшого расстояния до Святой земли потребовался месяц, и маршрут был полон трудностей, а пассажиры, перехваченные британскими военными, на год попали в лагерь для перемещённых лиц к югу от Хайфы. Впрочем, всё это было неизмеримо лучше, чем, оставшись в захваченной Гитлером Европе, оказаться в нацистском лагере смерти. Что связывает историю почти 80-летней давности с новым фондом, осталось загадкой. Впрочем, за «Моссадом», как известно, всегда тянется шлейф нераскрытых тайн.

{* *}