Top.Mail.Ru

Затишье перед бурей?

20.12.2001

Мирный процесс на Ближнем Востоке идет медленно, со скрипом, но все-таки на данном этапе можно говорить о кое-каких сдвигах. По иронии судьбы, ранее, когда весь мир пытался помирить израильтян и палестинцев, каждый день приходили сообщения о новых терактах, новых жертвах. На Шарона часто обижались представители ведущих мировых демократических держав за то, что он, дескать, не желает пускать в регион миротворцев, пытается своими силами решить проблему, которая ему не по зубам. На конференции в Дурбане Израиль был признан диктаторским государством и оккупантом. Речь Кофи Аннана (Kofi Annan), который публично заявил о том, что между понятиями сионизм и фашизм нет никакой разницы, покоробила даже некоторых противников политики премьер-министра Израиля. В течение долгого времени администрация США проводила консультации то с Арафатом, то с Шароном, причем, как правило, стороны приходили к “пониманию и достигали консенсуса”… А тем временем убийства продолжались, и в еврейских поселениях люди, перед тем как лечь спать, проверяли, заряжен ли автомат. Они были вынуждены организовывать патрулирование окрестностей, чтобы предотвращать нападения террористов. Сколько невинных людей погибло в те дни! Этих напрасных жертв можно было бы избежать, если бы рядом с поселениями располагался хотя бы ограниченный контингент израильской армии. Но как только на палестинские территории вводили войска, весь мир в один голос кричал об израильской оккупации, о невинных жертвах среди палестинского населения. В то же время новостные агентства зачастую забывали о том, что в Израиле ежедневно гибнут люди. Удивительно, как затяжные конфликты могут изменить человеческое восприятие. Интифада стала чем-то обычным, рутинным.

И вот правительство Израиля принимает решительные меры. Шарон делает заявление, что Арафата больше нет. После очередной кровавой бойни, устроенной боевиками Хамас и Фатх, вводятся войска на территорию А, уничтожается инфраструктура бандформирований, ведется обстрел штаб-квартиры Подразделения 17. Кое-кто стал всерьез поговаривать об уничтожении Арафата. События последних дней произошли столь стремительно, что до сих пор весь мир находится в замешательстве. Даже США, видимо, не сразу поняли, как относиться к действиям израильского премьера. Сначала госсекретарь Колин Пауэлл (Colin Powell) поддержал его, потом осудил, но израильская армия успела сделать главное: нанести ощутимый удар по террористам и показать Арафату, что в случае необходимости Израиль может пойти дальше. Как следствие, лидер Палестины тут же надел маску миротворца и стал арестовывать террористов, закрывать офисы террористических организаций. За последние дни число терактов снизилось, и хотя встреча представителей Шин Бет с палестинскими коллегами окончилась провалом, виден свет в конце тоннеля. Сейчас даже обсуждается возможность вывода войск из зоны А.

Министр иностранных дел Израиля Шимон Перес (Shimon Peres) проводит диалог с представителями палестинской администрации. Теперь он уже не проявляет инициативы, а придерживается официальной точки зрения правительства, так что эра “доброго Переса”, судя по всему, закончилась. За несколько дней правительство Израиля добилось того, чего не могли добиться в течение многих лет: палестинская администрация стала прислушиваться к Израилю, Арафат уже опасается давать пустые обещания. Но самое главное – Израиль заставил его пойти на непопулярные меры и начать борьбу с терроризмом.


Алексей Волков.

{* *}