Top.Mail.Ru

Один дома

25.12.2001

Впервые за десять дней лидер Палестины Ясир Арафат не попал на рождественскую мессу в Бейт-Лехем. Израильские власти не разрешили ему выезжать из страны, так как он не выполнил основные соглашения с Израилем. Многие информационные агентства подали эту информацию как сенсационную, заявили о том, что израильского руководство превышает полномочия и т. д. Однако никакой сенсации нет. Арафату уже давно сообщили официальную позицию правительства Израиля: он не сможет никуда уехать из Палестинской автономии, пока не проведет аресты всех виновных в убийстве министра туризма Израиля Рехавама Зеэви (Rehavam Ze'evi).

Премьер-министр Шарон подтвердил, что это условие остается в силе, и как только Арафат арестует всех убийц Зеэви, он сможет поехать на мессу. Напомним, что основную работу за него сделали спецслужбы Израиля. Через несколько дней после убийства министра были арестованы несколько боевиков и недавно была доказана их вина. Арафату оставалось только арестовать тех, кто готовил это убийство, но он этого не сделал. Отговорки, что их, видите ли, трудно поймать, уже ни на кого не действуют. Спецслужбы Палестины прекрасно осведомлены о деятельности террористических организаций и вполне могут закрыть их.

Впрочем, решение правительства вызвало противоречивые реакции не только в мире, но и в Израиле. Так, главный раввин страны Меир Лау (Meir Lau) заявил, что не считает решение кабинета министров “мудрым и дальновидным поступком”. “Мне кажется, санкции, которые правительство наложило на лидера Палестины, не должны касаться вопросов обрядов и веры, — заявил он. – Кроме того, подобные запреты делают из Арафата мученика в глазах общественности, а это вовсе не нужно”. Вчера вечером Арафат выступил с телеобращением к палестинскому народу. Он обвинил правительство Израиля в том, что оно запрещает ему свободно передвигаться в регионе. “Преступление, совершенное правительством Израиля, никоим образом не сможет свернуть наш народ с праведного пути достижения мира на Ближнем Востоке”.

Израиль навлек на себя гнев не только Арафата, но и США. Накануне рождественской мессы в израильское посольство в Америке пришло официальное письмо из Белого дома, в котором правительство просило Шарона не упорствовать и разрешить Арафату приехать на мессу. Однако Шарон остался непреклонным, еще раз оправдав свое прозвище – “бульдозер”. Трудно сказать, верно ли он поступил. С одной стороны, никаких принципиальных вопросов эта поездка не решала. Скорее, это была дань традиции, которую Шарон нарушил. С другой стороны, премьер-министр Израиля недвусмысленно заявил, что не выпустит Арафата из региона, пока тот не арестует преступников. Ни о каком исключении речь не шла, так что формально Шарон поступил справедливо. Можно долго спорить об этом, сравнивать все за и против, но ясно одно: в очередной раз Шарон показал, что он держит слово. В конечном итоге Арафат сам довел ситуацию до предела, и не израильское правительство виновато в том, что словосочетание “Ближний Восток” стало синонимом слов “насилие” и “кровь”. Возможно, незачем было проявлять такую жесткость, но иначе вести политику на Ближнем Востоке невозможно.

Алексей Волков

{* *}