Top.Mail.Ru

Место под солнцем

27.02.2002

В сопровождении группы певцов на медленно едущем тракторе большинство членов еврейской общины Хеврона, насчитывающей 700 человек, танцевали, пели и размахивали флагами в окружении наглухо закрытых витрин арабских магазинов, совершая ежегодный красочный и шумный парад, приуроченный к празднику Пурим. Этот парад несет в наши дни совершенно определенное политическое послание.Как только улеглась пыль, а евреи вернулись в свои дома после торжественной совместной трапезы в честь их древней победы, обстановка в Хевроне вернулась к своему "нормальному" состоянию: с холмов, окружающих небольшой еврейский анклав, зазвучали выстрелы. Израильские солдаты ответили огнем.

Обстрел, случившийся во вторник, произошел на следующий день после того, как палестинские снайперы тяжело ранили еврейского подростка. Тогда же двое израильтян были убиты, а беременная женщина ранена при обстреле автомашины, проезжавшей по шоссе из Хеврона в Иерусалим.

Сразу после обстрелов, произошедших во вторник, лидеры еврейской общины Хеврона обратились к правительству страны с требованием усилить меры безопасности. "Поступите так, чтобы быть достойными Мордехая! – потребовали от Ариэля Шарона лидеры хевронской общины. – Обратите свой взор на врагов и поразите их! Пока еще не поздно, пока очередные евреи не убиты и не ранены!"

Жители Хеврона напомнили главе израильского кабинета, что армейские подразделения так и не были направлены, чтобы занять позиции на холмах, окружающих еврейский квартал, невзирая на твердые заверения, данные ранее. Но сегодня непростая, мягко говоря, ситуация с обеспечением безопасности не остановила членов этой небольшой общины, готовой отразить постоянную угрозу палестинских атак, и не помешала им достойно отпраздновать Пурим.Евреи начали вновь селиться в городе в 1971 году. Ранее еврейская община, проживавшая там на протяжении многих столетий, прекратила свое существование после ужасающего погрома, учиненного арабами в 1929 году.

В то время как сторонники еврейской Традиции и сионисты придают огромное значение возвращению евреев в Хеврон – древнюю столицу Эрец Исраэль во времена царя Давида, — многие израильские левые считают, что еврейские поселенцы в Хевроне и соседнем поселении Кирьят-Арба – это просто экстремисты, которые не заслуживают того, чтобы их охраняло серьезное армейское подразделение. Только в шуточной песенке, пуримшпиль, министр иностранных дел Израиля Шимон Перес может выразить пожелание поселиться в Хевроне. В карикатурной пантомиме человека в маске Переса с петлей на шее ведет на веревке террорист ХАМАСа с лицом, закрытом черным шлемом, приставивший пистолет к голове Переса.

"За то, что он сделал с нами, его следовало бы повесить", — сказал журналистам актер в маске Переса. Поселенцы считают, что их община не имеет достаточной политической поддержки, несмотря на кратковременный визит к ним Шарона и речь, произнесенную им на параде в честь Пурима.

В послании, направленном правительству, община напоминает, что на протяжении 18 месяцев палестинской "интифады" евреи живут в городе под постоянной угрозой обстрела снайперами с близлежащих холмов. После серии особенно дерзких обстрелов в сентябре прошлого года армия взяла холмы под свой контроль, однако лишь затем, чтобы через 12 дней отступить. История Пурима особенно отчетливо находит отклик в сердцах здешних поселенцев, которые непосредственно чувствуют свое родство с евреями древней Персии, находившимися под постоянной угрозой "террориста" Амана. Тогда Вс-вышний низверг ненавидевшего евреев визиря, вселил великий ужас во врагов евреев и обернул против них самих их же собственное орудие. Так говорится в молитве, которую читают трижды в праздничный день Пурим.

В прошлом году палестинский снайпер застрелил 10-месячную еврейскую девочку Шалхевет Паз прямо во внутреннем дворике дома ее семьи. Портрет девочки и картина ее трагической гибели запечатлены на стене, около которой произошла эта трагедия, а также на каменных блоках общинного центра поблизости от синагоги Авраам Авийну. "Местная полиция действует по приказу свыше, предписывающему ей притеснять евреев Хеврона и защищать интересы арабов", — заявляет представитель общины Давид Уайлдер. По его мнению, все это делается в рамках долгосрочной политики правительства, желающего выполнить давнее стремление израильских левых – вообще убрать еврейские поселения с Западного берега. Уайлдер считает, что жители Хеврона, возможно, в чем-то и заблуждаются, однако в день Пурима сегодняшние события видятся в их исторической перспективе.

"Мы можем и должны праздновать и веселиться сегодня, зная, что мы правы и нам следует поступать именно так", — говорит он.Уайлдер сообщил, что численность еврейской общины Хеврона отнюдь не сокращается – невзирая на опасность за прошедший год в городе поселилось много новых семей. Наконец получено разрешение на строительство капитальных строений взамен прежних ветхих и временных домиков, стоящих на холме, где когда-то возвышались укрепления столицы царя Давида."Мы не уйдем отсюда, — говорит Уайлдер. – Я уверен в этом точно так же, как в том, что евреи не покинут Иерусалим, Тель-Авив или Хадеру. Я никого не подозреваю в том, что он хочет уехать из Хеврона. Евреи в этом городе находятся и будут находиться под защитой закона и вооруженной силы, как и повсюду в Израиле". Уайлдер выразил полную уверенность в том, что еврейская община и дальше будет жить и развиваться в этом городе с преобладающим арабским населением.

"Наша жизнь близка к идеалу. Мы живем в городе, где у нас нет проблем с молодежью, не существует проблемы наркотиков или проституции, — говорит он. – Мы живем согласно нашей вере так же, как жили первые еврейские поселенцы, которые пришли в город в начале 1900-х годов, потому что твердо верили, что должны сделать это".




Михаил Варгафтик

{* *}