Top.Mail.Ru

Премьерские шуточки

16.03.2005

Всего два года назад Бельгия бездоказательно называла израильского премьер-министра Шарона военным преступником, учинившим резню в Сабре и Шатиле. Теперь глава правительства Бельгии Ги Верхофстадт приглашает его в Брюссель.

Во вторник Верхофстадт признал, что сейчас отношение к израильскому премьеру в Европе резко изменилось. «Безусловно, все политические лидеры видят, что Шарон решительно идет к мирному решению ближневосточной проблемы, основанному на сосуществовании двух государств — безопасного еврейского и жизнеспособного палестинского», — отметил глава бельгийского кабинета в интервью «Jerusalem Post» перед встречей с Шароном.

Верхофстадт был в числе более чем сорока мировых лидеров, присутствоваших на церемонии открытия нового музея истории Холокоста «Яд Вашем». Он не приезжал в Израиль с 2001 года, то есть с момента начала кризиса в бельгийско-израильских отношениях, пик которого пришелся на февраль 2003-го, когда Верховный суд Бельгии постановил, что после ухода Шарона со своего поста ему могут быть предъявлены обвинения за военные преступления. Уже в апреле 2003-го кризис пошел на спад благодаря принятию закона, ограничивающего «всемирную юрисдикцию» страны в привлечении кого бы то ни было к суду за военные преступления, даже если они не имели никакого отношения к Бельгии. Данный шаг был обусловлен, в основном, очевидными намеками из Белого дома (хозяева которого также были объектами бельгийской «всемирной юрисдикции») на то, что подобные действия могут повлечь для Бельгии серьезные дипломатические последствия вплоть до переноса штаб-квартиры НАТО из Брюсселя.

Сейчас Верхофстадт сожалеет об этом конфликте, вину за который он перекладывает не на бельгийское правительство или бельгийскую правовую систему, а на организации со своими собственными целями и задачами, которые решили злоупотребить законом, направленным на привлечение к суду виновных в массовых убийствах в Руанде и Боснии. По словам премьера, вся эта история лишь создала ложное представление о Бельгии как об антиизраильском государстве: «Единственное, что мы могли сделать в 2003 году, это изменить законодательство. Что мы и сделали. Не мы, политики, выносили на рассмотрение обвинения против Шарона».

Как сообщили в канцелярии израильского премьер-министра, единственное упоминание инцидента в ходе встречи Шарона и Верхофстадта, состоявшейся 15 марта, свелось к шутке. Шарон рассказал, что в последний раз был в Брюсселе в 1989 году и перед тем, как отправиться туда вновь, вначале непременно проверит условия содержания в бельгийских тюрьмах.

Так или иначе, приглашение Верхофстадта Ариэль Шарон принял, однако дата визита пока не назначена.


Александр Фишман

{* *}