Top.Mail.Ru

В иранскую гавань заходили израильские корабли

30.05.2011

В канцелярии премьер-министра Израиля заявили вчера, что утверждения израильской судоходной компании Ofer Brothers Group о том, что ее суда получили официальное разрешение заходить в иранские порты, не соответствует действительности.

По данным реестров пограничного контроля Equasis танкер Raffles Park (ныне переименованный в Emma) несколько раз в 2002 году бросал якорь в иранских портах. Тогда судно принадлежало компании братьев Офер. По данным Государственного департамента США танкер был продан государственной судоходной компании Ирана.

По сведениям Equasis, по меньшей мере 13 принадлежащих Оферам судов бросали якорь в иранских портах в течение последнего десятилетия. Среди них называются порт Бандар-Аббас и порт острова Харк, использующийся для экспорта иранской нефти.

Суда Оферов заходили в эти порты, хотя в Израиле Иран считается враждебным государством, любые контакты с которым (в том числе коммерческие) запрещены. На прошлой неделе Государственный департамент США заявил, что на Ofer Brothers Group за связи с Ираном налагаются санкции.

Интерес к контактам Оферов с Ираном возник из-за танкера Raffles Park, который израильский судоходный концерн продал компании Crystal Shipping, а уже та продала его государственной иранской компании. В госдепартаменте США подчеркнули, что компания Оферов должна была тщательно изучить детали сделки на предмет связей с Ираном, в результате чего можно было бы избежать продажи судна Тегерану.

В свою очередь в Ofer Brothers Group заявили: «Мы никогда не продавали судов Ирану, и официальные органы Государства Израиль могут подтвердить это». Пока подтверждения этого заявления со стороны официальных израильских властей не последовало.

Продажа судна Raffles Park привлекла внимание экспертов в области международного права. Вопрос заключается в том, нарушили ли Оферы резолюцию Совета безопасности ООН, продав танкер компании, у которой, как оказалось, были связи с Ираном. Неясно также, нарушила ли компания израильский закон, когда ее суда заходили в иранские порты.

Профессор Юваль Шани, специалист по международному праву Еврейского университета, заявил, что американские законы в вопросе контактов с Ираном гораздо более строги, чем израильские. Пока неясно, нарушила ли компания Оферов израильский закон. По словам Шани, продавая танкер компании Crystal Shipping, следовало удостовериться, нет ли у нее связей с Ираном.

«Согласно израильскому закону торговля с вражеским государством запрещена, — говорит Шани, — непонятно, однако, включаются ли в этот запрет, например, услуги. Санкции ООН требуют от продавцов проверять связи компаний, которые покупают суда, с Ираном, поскольку известно, что Тегеран, с целью обхода наложенных международным сообществом запретов, использует подставные компании для закупки передового оборудования и технологий. Однако неясно, подпадает ли под этот принцип случай Офиров».

Официальный Тегеран заявил, что «не ведет дел с сионистскими компаниями». «Согласно нашему законодательству, любая торговля или экономическое сотрудничество с сионистскими компаниями запрещены», — заявил глава Иранской палаты торговли, промышленности и природных ресурсов Мохаммад Нахавандян.

Николай Лебедев

{* *}