Top.Mail.Ru

У Нетаниягу есть будущее

23.01.2013

Во вторник, 22 января, в Израиле состоялись выборы в Кнессет 19-го созыва. По состоянию на утро среды подсчитаны 99,8% голосов. Главной неожиданностью нынешних выборов стал успех политического дебютанта Яира Лапида. Как и ожидалось, блок Нетаниягу и Либермана собрал больше всего голосов избирателей.


Из 32 партийных списков, участвовавших в выборах, лишь 12 преодолели электоральный барьер. Правому лагерю, несмотря на прогнозы, не удалось одержать безоговорочную победу. Правые и религиозные партии, согласно предварительным данным, получают 60 мандатов, левые и центристские — 52. С учетом арабских партий, которые вполне могут вступить в союз с левыми, Кнессет будет разделен ровно пополам.

Хотя, как отмечают аналитики, Нетаниягу скорее всего сохранит за собой премьерское кресло, его позиции блестящими не назовешь. На предыдущих выборах (декабрь 2009) партии «Ликуд» и «Наш дом Израиль» завоевали в сумме 45 мест в Кнессете. Теперь же объединенный список этих партий может рассчитывать на 31 мандат, что почти в полтора раза меньше.

Всех удивил успех, достигнутый политическим дебютантом — партией «Йеш Атид» («Есть будущее»), во главе с Яиром Лапидом, которая, судя по предварительным результатам, завоевала 19 мандатов.

Далее следуют:

«Авода» — 15 мандатов (11,45% голосов);
ШАС — 11 мандатов (8,83% голосов);
«Байт Йегуди» — 11 мандатов (8,76% голосов);
«Яадут а-Тора» — 7 мандатов (5,30% голосов);
«Ха-Тнуа» — 6 мандатов (5,03% голосов);
МЕРЕЦ — 6 мандатов (4,59% голосов);
РААМ-ТААЛ-МАДА — 5 мандатов (3,80% голосов);
ХАДАШ — 4 мандата (3,12% голосов);
БАЛАД — 3 мандата (2,67% голосов);
«Кадима» — 2 мандата (2,09% голосов).

Политологи и эксперты обсуждают в СМИ, кто может войти в коалицию и как будет выглядеть правительство. Отмечается, что самые предпочтительные шансы на то, чтобы возглавить коалицию, имеет лидер блока «Ликуд-Бейтену» Биньямин Нетаниягу. Именно к нему в первую очередь обратится президент Шимон Перес с предложением сформировать правительство. Хотя блок показал на выборах довольно скромные результаты, перспектива того, что все его конкуренты объединятся и вытеснят Нетаниягу с Либерманом в оппозицию, невысока, считает обозреватель
The Times of Israel Рафаэль Арен.

Даже если лидеры левоцентристских партий договорятся и будет создан блок «Йеш Атид» (19 мандатов), «Аводы» (15), «Ха-Тнуа» (6), МЕРЕЦ (6) и «Кадимы» (2), то такая коалиция в сумме будет располагать 48 местами в Кнессете (к тому же «Кадима» находится на грани электорального барьера и после окончательного подведения итогов выборов может в парламент не попасть), а для формирования правительства необходимо 61. Присоединение же к такой гипотетической коалиции религиозных (в сумме 18 мандатов) или арабских (12) партий — маловероятно. Вряд ли левоцентристский блок согласится заплатить ту цену, которую религиозные партии потребуют за присоединение к коалиции.

Опыт подсказывает, что в первую очередь Нетаниягу попытается создать союз с религиозными партиями, как он уже делал в прошлом. Его главными естественными союзниками называют ШАС и «Яадут а-Тора», причем лидеры обеих религиозных партий уже подавали сигналы о том, что в принципе готовы войти в правительство.

Гипотетическая коалиция «Ликуд-Бейтену» (31 мандат) + «Байт Йегуди» (11) + ШАС (11) + «Яадут а-Тора» (7) имеет 59 мандатов. Если они смогут уговорить еще и «Кадиму», такой гипотетический блок в сумме имеет 61 место — минимально необходимое количество для формирования правительства.

Слабой стороной такой коалиции будет ее крайняя нестабильность. Кроме того, вряд ли ее с восторгом воспримут за рубежом. Союз правых и религиозных на практике будет скорее всего означать замораживание мирного процесса, что вызовет негативную реакцию США и других западных стран.

Не случайно вчера Нетаниягу заявил, что стремится к созданию широкой коалиции. Это скорее всего может означать, что он намеревается пригласить в правительство Яира Лапида. Таким образом он не только сможет застраховаться от политического шантажа со стороны ШАС или «Яадут а-Тора», но и будет выглядеть более умеренным в глазах либеральных израильтян и западных лидеров. Проблема здесь состоит в том, что для Лапида, популярность которого не в последнюю очередь вызвана его секуляристской программой, вхождение в одно правительство с религиозными партиями, чревато утратой репутации. Кроме того, коалиция с участием харедим никогда не согласится на принятие закона о призыве ортодоксов на военную службу.

Возможна также узкая коалиция без участия харедим, в которую вместе с «Ликудом» войдут «Йеш Атид» и «Байт Йегуди». Подобная конфигурация будет более уязвима, но зато она сможет принять закон о призыве ортодоксов на срочную службу (напомним, что именно этот вопрос стал главной причиной досрочной отставки предыдущего правительства). Если же к этому блоку присоединится еще и «Ха-Тнуа» со своими семью мандатами, можно получить стабильное правоцентристское правительство. Правда, Ливни неоднократно заявляла, что условием ее присоединения к коалиции является немедленное возобновление переговоров с палестинцами. Возможно, Нетаниягу не сможет на такие условия пойти.

Судя по всему, конфигурация будущего правительства зависит сейчас в первую очередь от Яира Лапида. Сможет ли он получить гарантии реализации своей предвыборной программы, чтобы войти на этих условиях в правительство? Об этом мы узнаем в ближайшие дни.


Татьяна Володина

{* *}