Top.Mail.Ru

Закрытие еврейского театра в Минске

22.08.2001



История еврейского театра в Советском Союзе и одной из его республик — Белоруссии — берет свое начало в 20-е гг. В 1921 г. в Москве был основан Белорусский государственный институт сценического искусства. Через год при нем была организована Еврейская студия драмы и музыки. Прошло еще какое-то время, и 21 октября 1926 г. в Москве было объявлено об открытии Белорусского государственного еврейского театра (БелГОСЕТ). В конце того же года БелГОСЕТ был переведен в Минск, где он находился большую часть времени своего существования. Вскоре в распоряжение театра было передано экспроприированное советскими властями здание Минской хоральной синагоги. Театр выезжал на гастроли в города и села Белоруссии с большой численностью еврейского населения.

В день нападения Германии на Советский Союз актерская труппа БелГОСЕТа находилась в Витебске. Вскоре здесь уже проходила линия фронта. Преодолев множество трудностей, без каких-либо перспектив и финансовой поддержки, театр сумел перебраться в Новосибирск. Художественный руководитель театра Виктор Головчинер под разными предлогами несколько раз ездил из Томска в Москву, и в декабре 1941 г. Всесоюзный комитет по искусству РСФСР принял решение финансировать БелГОСЕТ.

В марте 1942 г. в Новосибирске театр возобновил свою работу. Актеры, жившие в очень стесненных условиях, не только играли, но также были вынуждены выполнять работу технического персонала.

Когда летом 1944 г. Белорусский театр имени Якуба Коласа возвратился в Витебск, а Белорусский театр имени Янки Купалы вернулся в Минск, еврейский театр продолжал оставаться в Новосибирске. Сотрудники БелГОСЕТа стали подозревать, что власти Белоруссии не жаждут их возвращения в Минск. На письмо и телеграммы с просьбами разрешить вернуться в столицу Белоруссии ответов не последовало.

Наконец, в ноябре 1944 г. художественный руководитель и директор театра отправились в Минск, где они встретились с первым секретарем Центрального комитета Коммунистической партии Белоруссии Пантелеем Пономаренко. Тот пообещал вернуть театр в Минск в течение 1945 г., когда будет отремонтировано здание Театра, частично разрушенное во время войны.



Тем временем положение театра все более ухудшалось. С репатриацией из СССР польских евреев в 1946 г. потенциальная аудитория Еврейского театра в Новосибирске резко сократилась. Помещений, в которых раньше шли спектакли, больше не было, финансирование поступало нерегулярно. Тем не менее, в конце 1946 г. театр возвратился в Минск.

Не имея собственного помещения, БелГОСЕТ мог давать спектакли только два раза в неделю на сцене Белорусского театра. Члены труппы жили в ужасных условиях, по 6-8 человек в комнате. Несмотря на эти тяготы, в 1947 г. обсуждалась возможность постановки двух новых советских пьес. Играть приходилось по правилам, сообразным эпохе. В одной из них — "Под каштанами Праги" Константина Симонова (1915 — 1979) — говорилось о бдительности после войны и руководящей роли Советского Союза в построении сообщества славянских народов. Вторая пьеса — "Беловежская пуща" Переца Маркиша — показывала героическую борьбу евреев гетто против немецких фашистов, подчеркивая руководящую роль в этом восстании подпольного комитета Коммунистической партии и неоценимую помощь партизан.



Директор театра собирался также поставить пьесу о послевоенном восстановлении экономики Советской Белоруссии. Как указано в рабочем плане театра на 1948 год, эта пьеса называлась "Стоит жить", и в ней описывалось "восстановление разрушенного белорусского города после его освобождения от немецких захватчиков".

В середине марта 1947 г. в Минск был приглашен Перец Маркиш для обсуждения его новой пьесы "Москва, 1941" — на заседании репертуарного комитета Театра. Это произведение прославляло необыкновенную мудрость Сталина и его генералов, которые якобы уже в 1941 г. планировали будущую победу над нацистской Германией. Поскольку главный герой — сам Сталин, члены комитета были серьезно озабочены тем, кто станет исполнением этой роли. Как и любой другой еврейский театр, БелГОСЕТ не мог пойти на такой риск, и, в конце концов, пьеса была отклонена.



В полном согласии с недовольством Коммунистической партии возрождением национального самосознания, которое в послевоенные годы наблюдалось среди евреев Белоруссии (как и среди их собратьев по всей стране), директор БелГОСЕТа предложил поставить пьесу о Советском Союзе, "единственной отчизне еврейского народа". Эта постановка была призвана противостоять "шовинистическим и националистическим настроениям среди евреев". Однако намерениям директора БелГОСЕТа подстроить театр к линии партии не суждено было осуществиться.



В 1947 г. театр поставил три новых пьесы (включая "Восстание в гетто" Маркиша), наряду с возобновлением "Тевье-молочника" и "Гершеле Острополера". Семь новых пьес планировалось поставить и в 1948 году. Но после убийства в Минске в январе 1948 г. Соломона Михоэлса в БелГОСЕТе воцарилось настроение отчаяния, безысходности и неуверенности в завтрашнем дне.

Вдобавок к этому, в рамках общей советской политики сокращения числа театров, получавших государственные субсидии, было принято решение прекратить финансовую поддержку трех театров в Белоруссии, включая БелГОСЕТ. Двум другим театрам удалось, однако, добиться восстановления государственного финансирования. И только БелГОСЕТ оказался перед лицом мрачной перспективы существования только на собственные доходы. Во втором квартале 1948 г. БелГОСЕТ серьезно сократил численность труппы и расходы на все постановки. Его гастроли по Белоруссии, где после Холокоста еще проживало небольшое число евреев, необходимых доходов не приносили. Когда театр предпринял попытку отправиться на гастроли в крупные города прибалтийских республик, в которых еще было достаточно людей, интересовавшихся театром на языке идиш, власти этого не разрешили. Несмотря на пустую казну, в театре появлялись новые постановки.

Поиск новых пьес стал еще более трудным в конце 1948 г., когда пьесы советских писателей-евреев (таких, как Маркиш), шедшие раньше, были исключены из репертуара в связи с арестом авторов. Из-за усилившегося финансового давления на театр в феврале 1949 г. были уволены 44 сотрудника, в том числе — 17 актеров.

И все же, в конце концов, причиной ликвидации театра стало не отсутствие репертуара и не его экономическое состояние, а политическое решение. 12 марта 1949 г. Совет Министров Белоруссии издал приказ о закрытии Белорусского государственного еврейского театра. В результате этого решения были прекращены репетиции двух новых пьес. Инвентаризация и передача имущества театра Русскому государственному драматическому театру в Минске продолжались полтора месяца. Последняя "премьера" театра была печальной: БелГОСЕТ стал первым крупным государственным еврейским театром, закрытым по распоряжению государства.

Mordechai Altshuler. The Agony of the Jewish State Theater of Belorussia (1948 — 1949). — Jews in Eastern Europe, 3 (25), winter 1994, The Hebrew University of Jerusalem

Материал подготовил

Леонид Сокол




{* *}