Top.Mail.Ru

«Моссад» на службе Голливуда

10.11.2017

Продюсер Харви Вайнштейн, подозреваемый в сексуальных преступлениях, нанял бывших агентов «Моссада» для защиты от обвинений. Чем занимается полусекретное израильское подразделение «Чёрный куб» и на что готовы пойти его сотрудники за деньги и за идею, читайте в репортаже нашего корреспондента.

Согласно публикациям, Харви Вайнштейн обратился в эту фирму с просьбой найти компромат на обвиняющих его женщин. Среди клиентов «Черного куба» немало видных бизнесменов, политиков и знаменитостей из разных стран мира. А об этом я знаю не понаслышке: несколько лет назад мне довелось познакомиться с одним из сотрудников этой компании и некоторыми методами их работы.

«Черный куб» был создан в начале 2010-х годов двумя вышедшими в отставку сотрудниками израильских спецслужб – Даном Зорале и Ави Йенусом. Они решили создать частное агентство, которое по уровню квалификации и размаху деятельности не уступало бы «Моссаду», ЦРУ и MI6. Название компании призвано напоминать и о загадочном «Черном квадрате» Малевича, и одновременно о «черном ящике», который, как известно, поглощает всю поступающую в него информацию, но ничего не выдает наружу.

Одним из громких дел, которым пришлось заниматься «Черному кубу», стало дело братьев Роберта и Винсента Ченгизов – британских бизнесменов-евреев ирано-иракского происхождения. Ченгизы взяли многомиллионный заем у крупнейшего исландского банка Kaupthing и были заподозрены в причастности к его банкротству. Банк поспешил подать против Ченгизов иск на сотни миллионов фунтов стерлингов, а братья, в свою очередь, подали встречный иск на полтора миллиарда фунтов.

Прибывшие в Исландию сотрудники «Черного куба» представились работниками некой зарубежной компании, решившей инвестировать деньги в эту страну. Под этой легендой они вошли в контакт с рядом исландских адвокатов и бывших сотрудников банка, у которых были свои претензии к его руководству. Таким образом они смогли достать компромат, доказывающий, что несколько адвокатов, назначенных членами комиссии по национализации банка, коррумпированы. В частности, адвокаты оказались тесно связаны с рядом вкладчиков и должников банка и, отстаивая их интересы, пытались сделать из братьев Ченгизов «козлов отпущения».

Эта информация была передана в правоохранительные органы и немедленно «слита» в газеты. В Исландии начался грандиозный скандал, и в результате братья не только были признаны невиновными, но и получили компенсацию в сотни миллионов фунтов. Немалая часть этой суммы в итоге была уплачена за услуги «Черному кубу».

К тому времени «Черный куб» из небольшого стартапа уже превратился в мощную компанию, среди клиентов которой значились олигархи, крупнейшие корпорации и адвокатские конторы мира. Главные офисы компании расположены в Тель-Авиве и Лондоне, но ее деятельность сегодня охватывает значительную часть планеты: Европу, США, Латинскую Америку, Китай и даже Пакистан.

Спектр оказываемых «Черным кубом» услуг крайне разнообразен. Это и добыча секретной информации о достижениях тех или иных компаний, и поиск компромата на конкурентов. Или наоборот – помощь в «отмывке» от выдвигаемых конкурентами обвинений. А еще – розыск по всему миру сбежавших с крупными суммами мошенников или недобросовестных должников. Полный список клиентов «Черного куба», разумеется, держится в тайне, и даже сами сотрудники компании не всегда знают, кто их настоящие клиенты.
– У каждого бизнесмена есть свои скелеты в шкафу, и надо только уметь до них добраться, – рассказывал мне сотрудник «Чёрного куба». – Всегда есть люди, которые готовы выдать секретную информацию. Нужно лишь найти этих людей и развязать им язык. Деньги значат многое, но правильный подход к человеку значит еще больше!

Получив задание от клиента, аналитики компании для начала вдоль и поперек прочесывают интернет-пространство – огромный массив информации сегодня можно добыть в сети. Люди оставляют там секретные данные почти бездумно. А уже после этого начинается оперативный этап работы, и методы мало чем отличаются от методов спецслужб. Сотрудники «Черного куба» выезжают на местность, наводят справки, вступают в контакты с интересующими их людьми, проникают в интересующие их корпорации.

При этом сотрудники компании заявляют, что следуют заветам Остапа Бендера: «Мы чтим уголовный кодекс!» Вот только проверить это и поверить в это трудно, и понятно, что компания использует, как минимум, «пограничные методы», находящиеся на грани между законом и уголовщиной.

Это значит, что агент «Черного куба» при необходимости может проникнуть в чужой гостиничный номер или офис, но никогда не позволит себе там ничего украсть – он просто скопирует нужные документы или файлы и исчезнет так же бесследно, как появился. Сотрудники «Чёрного куба» утверждают, что никогда не возьмут заказа на убийство, но могут установить для заказчика местонахождение искомого объекта, не интересуясь, что с этим объектом сделают дальше.

Если же задание связано с поиском компромата на бизнесменов, то работа обычно начинается с поиска недовольных и уволенных из их компаний сотрудников. За чашечкой кофе в кафе или ресторане такой человек может рассказать якобы случайному собеседнику очень многое. Причем часто не ради денег, а для сведения счетов.
– Работающие у нас женщины умеют вытягивать из мужчин самые секретные сведения, даже не доводя зачастую дело до сексуального контакта, – рассказывал мне сотрудник «Черного куба». – Хотя при необходимости у них нет проблемы лечь в постель.

Кстати, зарплаты в «Черном кубе», если не считать премии от клиентов за успешно выполненные задания, не так уж баснословны: аналитик получает порядка 3 тысяч долларов в месяц, оперативный сотрудник – 10–12 тысяч.
– Большинство наших сотрудников молоды, их средний возраст составляет 27 лет, – поясняет мой собеседник. – Почти ни у кого нет семьи. У всех позади служба в разведывательных структурах. И заниматься этим делом только за деньги – невозможно. Главное – сам образ жизни. Возникает ощущение, что ты живешь внутри какого-то голливудского боевика. Мы осознаем всю иллюзорность этого ощущения, но это – как наркотик, от которого невозможно отказаться. Кто-то в итоге соскакивает с этой «иглы» и создает нормальную семью, а кто-то так и продолжает стареть, играя в Джеймса Бонда.

{* *}