Top.Mail.Ru

История на заданную тему

24.03.2005

Преподавание истории в Германии в последнее время совершенно разбалансировалось — тема Холокоста окончательно отодвинула на дальний план изучение богатого культурного наследия немецкого еврейства, а ведь евреи были и остаются чем-то гораздо большим, нежели просто жертвами нацизма. Таково содержание экспертного заключения, которое приводит сегодняшняя «Deutsche Welle».

После того, как нацистский режим уничтожил или изгнал большую часть евреев страны, Германия обеднела социально, культурно и экономически. Эксперты соглашаются с тем, что школьники не знают этого именно потому, что у них формируют однобокий взгляд на евреев только как на гонимых жертв немецкой истории. Им никогда не рассказывают о том, какой огромный вклад евреи внесли в развитие немецкого общества. И сегодня в Германии есть люди, которые пытаются эту ситуацию изменить.

«В немецких школьных учебниках и на уроках основной и единственный акцент ставится на период Холокоста, то есть 1933–1945 годы, — говорит директор еврейского музея во Франкфурте Георг Хебергер. — Тем не менее, судьба евреев в нацистской Германии должна изучаться в гораздо более широком контексте — в контексте двухтысячелетней истории германских евреев». Господин Хебергер входит в комиссию при Институте имени Лео Бека — международной организации, занимающейся изучением немецкого еврейства. В задачи комиссии входит составление основных концепций обучения школьников тому, что евреи играли фундаментальную, и притом положительную, роль в европейской и немецкой культуре. При поддержке крупнейшего в ФРГ Союза преподавателей Германии (GEW) и Ассоциации учителей истории институт пытается убедить образовательные инстанции, издателей школьных учебников и тех, кто занимается подготовкой учителей, изменить свои методики.

Невозможно представить немецкую культуру без вклада евреев. Достаточно вспомнить хотя бы философа эпохи Просвещения Мозеса Мендельсона, поэта Генриха Гейне, физиков Альберта Эйнштейна и Лизы Мейтнер, композитора Арнольда Шенберга, кинорежиссера Фрица Ланга, философа Ханны Арендт и поэта Фридриха Холландера, писавшего песни для Марлен Дитрих.

Сильвия Хаслауэр с 2002 года преподает историю и немецкий в одной из берлинских школ. Ее подопечным от 17 до 19 лет — возраст выпускных экзаменов. Она убеждена, что учителя и те, кто их готовит, должны получать дифференцированный взгляд на немецко-еврейскую историю. «Нам приходилось сталкиваться с проблемой представления евреев исключительно в роли жертв еще в годы изучения педагогики», — объясняет она. Ее преподаватель подчеркивал важность проведения выездных уроков для обучения детей немецко-еврейской истории. «Мы делаем это посредством экскурсий», — рассказывает учительница. Сильвия Хаслауэр возит своих учеников в концлагеря, синагоги и на еврейские кладбища. Она считает, что особенно продуктивной является поездка в Освенцим, где «дети видят, что все это куда больше, нежели просто гонения». В школе же учащимся рассказывают о евреях в контексте других периодов немецкой истории: в средневековье и во время Первой мировой войны, на полях которой за Германию сражались и евреи.

Однако выбор темы, уверена она, все равно остается за учителями — по крайней мере, в столичных школах. И хотя эта берлинская учительница располагает достаточной свободой, чтобы преподавать немецко-еврейскую историю, она все же полагает, что когда единый выпускной экзамен, уже действующий в девяти федеральных землях страны, будет в 2007 введен году и в Берлине, изменений не избежать. Тогда педагоги уже не будут индивидуально решать, какие темы должны быть охвачены на экзаменах. Темы для всех выпускников будут назначаться централизовано.

В тоже время, Хебергер и члены комиссии Института Бека убеждены: в преподавании истории в ФРГ существуют вопиющие разногласия, которые также требуют разъяснений. «Молодежь должна понимать, что евреи не были посторонними в Германии, они не были иностранцами, как их пытаются упрекнуть в этом некоторые меньшинства современной ФРГ», — говорит он, стремясь лишний раз подчеркнуть, что немецкое еврейство нельзя рассматривать лишь в прошедшем времени, не обращая внимания на то, что в нынешней ФРГ живут сотни тысяч евреев.

Тем не менее, Хебергер настроен достаточно оптимистично: «Мы настроены оптимистично и считаем, что изменения постепенно придут, и что, в конце концов, в школах будет уделяться больше внимания еврейскому вкладу в немецкое общество».


Станислав Шустерман

{* *}