Top.Mail.Ru

«Арабская весна» не греет евреев в Тунисе

23.01.2013

Евреи жили в Тунисе задолго до того, как в этой стране утвердился ислам. На момент получения независимости от Франции в 1956 году в Тунисе насчитывалось 100 тысяч евреев. На сегодняшний день осталось всего полторы тысячи. 


Два года назад на Ближний Восток пришла «арабская весна». Тунисцы вышли на улицы и свергли президента Бен Али. Революционные лозунги обещали народу свободу и демократию. Вместе со свободой пришла нестабильность. Еврейское меньшинство особенно остро ощутило свою уязвимость.

«В последние несколько месяцев по телевидению неоднократно выступал один радикально настроенный имам, настраивавший народ против евреев. Как же отреагировало правительство? Никак! Общество должно заявить, что подобная риторика недопустима», — рассказал в интервью
Deutsche Welle молодой тунисский преподаватель Жамель Бетайеб. В дни революции Бетайеб был в центре событий, участвовал в протестных акциях. Сегодня же он всерьез озабочен тем, что новые власти, также как и их предшественники, продолжают разыгрывать антисемитскую карту, что означает лишь одно — «арабская весна» не принесла свободы, а скорее наоборот.

В годы правления авторитарного Бен Али исламистов арестовывали, их политические организации были запрещены. Теперь же страна переживает настоящий религиозный ренессанс. На первых после революции демократических выборах победу одержала умеренно исламистская партия «Эннахда».

Руководство партии объявило, что берет представителей религиозных меньшинств под свою защиту, однако многие ее рядовые сторонники не скрывают своих откровенно антисемитских взглядов. В стране растет популярность ультраконсервативного Салафитского движения.

Салафиты буквально трактуют положения Корана, нормам которого неукоснительно следуют в повседневной жизни. Они стремятся к созданию государства, живущего по нормам шариата. Тысячи салафитских активистов, посаженных Бен Али в тюрьму, вскоре после революции были выпущены на свободу. Многие представители еврейской общины не скрывают, что при старом режиме чувствовали себя в большей безопасности.

Пока дальше антисемитской риторики дело не идет, однако насилие может вспыхнуть в любой момент. Главная синагога Туниса, расположенная на проспекте Свободы, окружена колючей проволокой и усиленно охраняется.

Репортерам
Deutsche Welle повезло: войдя в синагогу, они стали очевидцами празднования бар-мицвы. На торжество съехались гости с острова Джерба и даже из Франции. Однако среди местных евреев детей, молодежи и даже людей среднего возраста немного. Преобладают старики.

Ицхак Охайон — один из немногих молодых людей, присутствовавших на бар-мицве. С Тунисом юноша свое будущее не связывает. «Я, возможно, единственный молодой еврей в Тунисе, соблюдающий заповеди, — говорит он. — После окончания школы я планирую уехать во Францию. Тунис — прекрасная страна, но у евреев здесь нет будущего».

Охайон говорит, что главной причиной отъезда для него является невозможность создания в Тунисе еврейской семьи по причине дефицита подходящих невест.

Массовая эмиграция евреев Туниса началась вскоре после обретения страной независимости в 1956 году. Европеизированное население столицы переселялось главным образом во Францию, а более традиционные жители острова Джерба — в Израиль. Считается, что основной причиной исхода стал не рост антисемитизма (хотя он тоже сыграл определенную роль), а плачевное состояние экономики молодого государства.

Хабиб Каздажли — профессор кафедры новейшей истории Тунисского университета. Одним из основных направлений его исследований является история местной еврейской общины. «С отъездом евреев наша страна как будто потеряла часть себя. Мы должны рассказывать студентам о нашем прошлом. Подавляющее большинство студентов, которые записались на мой курс по истории евреев, сами евреями не являются. История тунисских евреев важна для всех тунисцев», — убежден ученый.

Николай Лебедев

{* *}