Top.Mail.Ru

Тысяча и один голос

11.07.2016

Легендарный смех дятла Вуди, обаятельная картавость черного селезня Даффи Дака, крики кота из «Тома и Джерри» и, конечно, неподражаемое «В чем дело, Док?» всеми любимого кролика Багза Банни – вот лишь несколько визитных карточек Мэла Бланка, мастера озвучки и комедианта, человека тысячи голосов.

Подражать манерам речи, поведению и голосам людей он начал еще в детстве. Под одобрительный хохот дворовых мальчишек он выхаживал за спиной напыщенного и вальяжного соседа, уперев руки в боки и декламируя его фразы. Но уже тогда это была не просто минутная клоунада для зрителей, а итог целенаправленной домашней тренировки, во время которой он часами мог добиваться нужного эффекта постановки голоса. Причем тренировался он везде и каждую свободную минуту. Так, прогуливая один из школьных уроков, он забрел в актовый зал. Вспомнив какой-то недавний забавный случай, он рассмеялся. Смех разошелся по залу эхом, и юный Мел стал целенаправленно хихихать, проверяя акустику зала. И именно это «хахахаха-хахахаха-хахахаха-хи-и-и-и-и-и-и» в его исполнении станет в будущем безошибочно узнаваемым каждым легендарным смехом дятла Вуди Вудпекера. Равно как и произносимая фраза обожаемого всеми кролика Багза Банни: «В чем дело, Док?», и слова еще целого десятка мультипликационных персонажей, которых озвучивал Мэл Бланк.

Мэлвин Йером Бланк родился в 1908 году в Сан-Франциско в семье еврейских эмигрантов из России. Мальчик рос весьма способным – в 10-летнем возрасте, например, уже в совершенстве владел скрипкой, услаждая слух родителей игрой Моцарта, и радовал отличными отметками в школе. Хотя учеба и давалась ему легко, но прилежностью и послушанием Мэлвин отнюдь не отличался. Будучи озорным заводилой в классе, он частенько прогуливал уроки, но с огромным удовольствием посещал школьный театральный кружок. С легкостью вживаясь в любую роль и перевоплощаясь до неузнаваемости, он был настоящей звездой школьной сцены. А потому, закончив школу, не раздумывая решил связать свою жизнь с театром.

Способность молодого актера воспроизвести практически любой звук, а также говорить и петь разными голосами была весьма востребована режиссерами. И хотя роли были небольшими и комическими, популярность Мэлвина в режиссерском кругу росла. Через время его пригласили в шоу популярного радиоведущего и комика Джэка Бенни. Шоу транслировалось на всю страну, и Бланк изображал в нем самых разных персонажей. А вскоре последовало и приглашение на киностудию Warner Brothers, где на фоне десятков других претендентов на озвучивание роли поросенка Порки он был утвержден единогласно. После же вышедшей в 1937 году первой серии мультипликационных фильмов Merrie Melodies к 29-летнему Мэлу Бланку пришла если не слава, то уж точно всеобъемлющая популярность. Его голос, доносившийся из радио и телеприемников, стал родным для миллионов.

Когда в 1937 году в Warner Brothers придумали нового персонажа для своих мультипликационных картин – Даффи Дака, голос этого обаятельного черного утенка доверили сразу ему, даже без обсуждений других возможных кандидатур. Мэлу пришлось, конечно, изрядно потрудиться и в буквальном смысле поплеваться при озвучивании картавенького персонажа, но зато Даффи Дак получился настоящим. Не было ему равных и при озвучке дятла Вуди Вудпекера. Режиссер-мультипликатор Уолтер Ланц никак не мог подобрать актера, голос которого полностью совпадал бы с персонажем хитрого дятла. Количество прослушанных претендентов перевалило за сотню. Мэл же понял режиссера с полуслова, и при озвучивании засмеялся и захихикал точно так же, как когда-то в школе, проверяя акустику актового зал. Ланц тут же понял: именно это он искал, и это то, что нужно. Голос Мэла ускорили в два раза, и получился тот самый задорный смех, известный каждому и ставший символом мультсериала про веселого дятла.

Но одним из самых любимых лично им героев стал бесстрашный, находчивый и несколько нахальный кролик Багз Банни, голос, манера общения и даже часть биографии которого были придуманы непосредственно Мэлом. Неудивительно, что один из киноведов, проанализировав мультфильм, не так давно заявил, что Багз Банни – еврей. Ведь помимо того что этого персонажа продюсировал еврей, еврей же его озвучивал и кролик разговаривает с чётким еврейским акцентом, мультяшный кролик Багз Банни всегда избегает опасностей благодаря присущим евреям чувству юмора и смекалке.

Задумывали ли режиссеры своего персонажа как еврея или нет, но сам Мэл просто обожал говорить эти знаменитые фразы кролика, которые он сам и придумывал: «Er... What's up, Doc?», «What's Cookin', Doc?", "Er... Sorry, Doc...»

Говорят, что даже выздоровление после автомобильной катастрофы и трехнедельной комы состоялось исключительно благодаря его любви к своему персонажу. Сознание вернулось к Мэлу лишь после того, как доктор несколько дней подряд спрашивал его: «Как ты сегодня, Багз Банни?» После одного из таких вопросов Мэл вдруг открыл глаза и моментально произнес: «Все нормально, Док. Как сам?» За время восстановительных процедур Мэлу Бланку, кстати, пришло более 15 000 почтовых открыток с пожеланиями скорейшего выздоровления, на большей части из которых в графе адресат детской рукой указывалось:«Багзу Банни, Голливуд, США».

Работе Мэл отдавал себя полностью и в мультипликационной студии находился целыми днями. Его приглашали на все роли, зная, что Мэл Бланк изобразит все, что угодно. Только в 1964 году Мэл Бланк озвучивал более 15 персонажей, один из которых – кот Томас из мультсериала «Том и Джерри». Так что все крики и стоны Томаса – опять же его работа, которую он каждый раз выполнял с огромной самоотдачей. Возможно, эта самоотдача и стала причиной инфаркта 10 июля 1989 года.

Даже в столь преклонном возрасте Бланк продолжал получать заказы – по слухам, его голосом должны были говорить еще несколько теперь уже всем известных мультипликационных персонажей. Но последней работой талантливого актера стал художественный фильм «Кто подставил кролика Роджера?», для которого он озвучил сцену с участием Даффи Дака. На надгробной же плите Бланка высечена надпись, завершавшая первые из озвученных им мультфильмов:«That’s All Folks! Mel Blanc, Manof 1000 Voices»(«Вот и всё, ребята! Мэл Бланк, человек тысячи голосов»).

{* *}