Top.Mail.Ru

Великий Малер

07.07.2010

Сегодня исполняется 150 лет со дня рождения композитора Густава Малера, которого, наряду с Фрейдом и Пикассо, называют одним из родоначальников современной культуры. Малер, по существу, завершает традицию философского классико-романтического симфонизма (Бетховен — Шуберт — Брамс — Чайковский), стремящегося дать ответ на вечные вопросы бытия, определить место человека в мире. Густав Малер прославился не только как композитор, но и как один из наиболее выдающихся дирижеров и оперных режиссеров своего времени.

Густав Малер родился 7 июля 1860 года в селе Калиште в Чехии, входившей в состав империи Габсбургов, в еврейской семье среднего достатка. Его отец, Бернгард Малер, владел винокуренным заводом, а мать, Мария Герман, родилась в семье мыловара. В 1865 году Малер-старший продал свое дело и переехал с семьей в город Йиглава в Южной Моравии. Природа наградила Бернгарда Малера тяжелым деспотическим характером: однажды он так избил свою жену, что она стала инвалидом. Впечатлительный 10-летний Густав оказался свидетелем этой сцены. Увидев, как отец избивает мать, маленький Густав получил глубокую душевную травму, от которой смог избавиться лишь в зрелом возрасте благодаря психотерапевтическим сеансам у самого Зигмунда Фрейда.

Когда Густаву исполнилось четыре года, его начали учить музыке. Первым инструментом стал аккордеон, затем — фортепиано. С шести лет он выступал публично, тогда же дебютировал как композитор. С детства Малер слышал народную (чешскую и немецкую) музыку, военные оркестры, а также выступления синагогальных канторов. Все эти источники оказали заметное влияние на его творчество.

В 15 лет Густав уезжает в Вену и поступает в консерваторию. Его учителями были Юлиус Эпштейн (фортепиано) и Франц Кренн (музыкальная композиция).

В 1880 году началась дирижерская карьера Малера. Поначалу он дирижировал небольшими провинциальными оркестрами, а в 1888 году был приглашен на должность главного дирижера Будапештского оперного театра. В 1897 году Малер стал директором Венской оперы — вершина карьеры для музыканта в Австро-Венгерской империи. Чтобы занять этот пост, еврей Малер был вынужден креститься.

Получив возможность приглашать лучших вокалистов, Малер ставил спектакли, пользовавшиеся бешеной популярностью во всей Европе. Отказавшись от пышных декораций и вычурных костюмов, обращая внимание на психологическую достоверность работы солистов, Густав Малер заложил основы современной оперной режиссуры.

Среди творческих удач Малера-постановщика — оперы Вагнера, Глюка, Моцарта, Бетховена, Сметаны, Чайковского («Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Иоланта»).

Малер был замечательным симфонистом, автором десяти симфоний (последняя, десятая, осталась незаконченной). Все они занимают центральное место в мировом симфоническом репертуаре. Широко известны также его эпическая «Песнь о Земле» — симфония с вокалом на слова средневековых китайских поэтов, «Песни странствующего подмастерья» и «Песни об умерших детях», а также цикл песен на основе народных мотивов «Волшебный рог мальчика».

В 1902 году Малер женился на Альме Шиндлер, приемной дочери известного австрийского художника Карла Молля. Альма получила музыкальное образование и даже писала музыку. Их старшая дочь Мария Анна умерла от дифтерии в возрасте четырех лет. Вторая дочь, Анна, впоследствии стала скульптором.

Малер всю жизнь страдал от различных недомоганий, а в 1907 году у него обнаружили хроническое заболевание сердца. В последнее лето жизни Малеру было грозное предупреждение о приближающемся финале. Когда композитор работал в своем загородном доме, в комнату с шипением, шумом и клекотом ворвалось что-то огромное и черное. Малер выскочил из-за стола и в ужасе прижался к стене. Это был орел, который неистово кружил по комнате, издавая зловещее шипение. Покружив, орел будто растворился в воздухе. Едва орел исчез, как из-под дивана выпорхнула ворона, отряхнулась и тоже улетела. «Орел, погнавшийся за вороной, — это неспроста, знак свыше... Неужели я и есть та самая ворона, а орел — моя судьба?» — проговорил ошеломленный композитор.

Через несколько месяцев после этого случая у композитора поднялась температура и сильно заболело горло. Врач обнаружил значительный гнойный налет на миндалинах и предупредил Малера, что в таком состоянии он не должен дирижировать. Тот, однако, не согласился, считая болезнь не слишком серьезной. На самом же деле болезнь принимала угрожающие очертания: ангина дала осложнения на сердце, и без того функционировавшее с трудом. Малер угас буквально за три месяца. Он скончался в ночь на 18 мая 1911 года.

После смерти Малера его симфонии исполнялись все реже (в основном его бывшим помощником дирижером Бруно Вальтером). В нацистской Германии на исполнение музыки композитора был наложен запрет. Второе открытие Малера произошло только после Второй мировой войны, когда его произведения стали исполнять в новаторском духе Яша Горенштейн и Леонард Бернстайн.

Николай Лебедев

{* *}