Уставший от секса

16.06.2017

Половину жизни он боролся с Фрейдом и его теорией, что всем движет секс. Верил, что помимо поиска партнера, есть и иные смыслы жизни. Позже Эрих Фромм уже ни с кем не боролся – просто старался, чтобы психотерапия была доступна каждому, а не только богачам.

Эрих Фромм – автор «Бегства от свободы» и «Искусства любить». Психоаналитик и практик гуманистического психоанализа, перечивший фрейдистам и бихевиористам. Наследник Франкфуртской школы, изгнанник Берлинского и Нью-Йоркского психоаналитических сообществ, основатель Мексиканского общества психоанализа и научно-исследовательского института. Ветхозаветную историю «о грехопадении» Эрих Фромм с детства считал началом человека действующего. Из разговора Авраама с Б-гом понял, что с Всевышним можно и даже нужно спорить. По примеру провозвестников Мессианского времени, главным инструментом доставки знания человеку считал книгу. И говорил, что пророк хорош, когда искренне исповедует то, что он проповедует.

Энциклопедии упрямо сообщают, что Эрих Фромм происходил из ортодоксальной семьи. Сам Эрих Фромм, будучи уже сильно в годах, рассказывал своему биографу Райнеру Функу другое. Прадед действительно был большим знатоком священных книг и доморощенным талмудистом, но владел небольшой лавочкой – впрочем, не очень процветал. И был многодетным отцом. Фромм недопонимал своего деда Зелигмана за то, что вместо поста раввина ландграфства Бад-Хомбург в 1875 году тот выбрал место домашнего учителя и раввина барона Вилли Карла фон Ротшильда во Франкфурте-на-Майне. Да и своего отца Нафтали Фромма он уважал бы куда больше, если бы тот не сделался виноделом, торговцем и дельцом, не слишком успешным опять же. Мать Эриха Фромма Роза, в девичестве Краузе, была дочерью раввина, родом была из России. Такая, в целом, ортодоксия.

Талмудистами и раввинами – реформаторского толка – были и главные учителя Фромма во Франкфурте в 1912-1914 годах. Первым стал раввин Нехемия Антон Нобель – философию Германа Когена и многообразие Гёте он узнал от него. Вторым был Залман Барух Рабинков, который традиционное изучение Талмуда рассматривал через современную культуру, но попросил запомнить Эриха: «Каждый имеет право и обязан говорить: “Ради меня создан мир”, глава 4. Санхедрин». Когда во Франкфурте Фромм изучал юридическое право, он воспринял его не как систему гражданских норм и обязанностей, а как «кристаллизованный минимум этики любого общества». Учиться дальше он отправился всё-таки в Гейдельберг – философия, социология, психология. Фома Аквинский и Спиноза, Кант, Гегель, Ницше, Герберт Спенсер, Джон Стюарт, Милль и Уильям Джеймс, Хайдеггер и Сартр, Блох и Хабермас, но прежде всего Аристотель, Спиноза и Маркс – такой круг духовных и нравственных ориентиров сложился в итоге у Фромма.

Весной 1924 года Фрида Райхман открыла пансионат «Терапойтикум», где практиковала психоанализ Зигмунда Фрейда. Заведение было культовым, с каждым клиентом госпожа Райхман работала лично. В этих стенах бывало особенно чётко видно, где психоанализ просачивается в иудаизм, а где он из него проистекает. Тут священно чтились законы еврейской кухни, а пансионат ещё называли «Торапойтикум». Эрих Фромм приходил на сеансы, и позже хозяйка стала его постоянным личным аналитиком. Потом ещё более личным – свадьба состоялась 16 июня в 1926 году. Психотерапевта после свадьбы пришлось сменить. Мадам Райхман была на 10 лет старше своего супруга и горячо поддерживала его взгляды. Он стал публиковаться, выступать с докладами – сразу обнаружил, что изучение социальных процессов и психологии масс ему намного интересней, чем индивидуальный психоанализ. В конце 20-х Фромм окончил Берлинский институт, из которого вышел дипломированным психоаналитиком. Открыл частную практику в доме № 1 на Байришерплац. Тренировался в написании книг, опубликовал сочинение под названием «Шаббат». С Фридой они расстались через четыре года, но дружили потом всю жизнь.

Природа общественных процессов обусловлена животной сущностью человека и бихевиоризмом – как-то так смотрели на социологию и Зигмунд Фрейд, и Карл Юнг, открывший «бессознательное» за обедом. Фромм обнаружил, что природа общественных процессов и массового поведения заметно отличается от природы индивидуального поведения и сильно от неё зависит. Он написал «Психоанализ мелкого буржуа», а позже – монографию «Иудейский Закон. К социологии диаспорного еврейства». Утверждал, что ключи социальных законов – в законах, принятых внутри каждого отдельного общества, и единых нет. «Иудейский Закон» демонстрировал «душу еврейского исторического организма», на которой держится весь народ, где бы ни находились его разбросанные группы. Разработками на эту же тему стали монография «Психоанализ и социология», «Развитие догмы Христа», «Психоанализ и религия».

Его привлекало влияние человеческих механизмов на развитие исторического процесса в целом, а также все, что запускало социальные катаклизмы. Природа авторитаризма и подчинения, культ некрофилии и гуманистический психоанализ. События Второй мировой войны и разработка нейтронной бомбы не только доказывали его убеждения по части некрофилических характеристик человека, но и разоблачали идею сохранения мира через устрашение. Фромм крошил общественное подсознание, извлекая из человеческой сути неприглядные составляющие, которые, безусловно, нуждались и нуждаются по сей день в очень вдумчивом рассмотрении. В работе «Бегство от свободы» он описал жажду подчинения, свойственную человеку даже в демократических обществах, и природу авторитаризма. Социальную психологию Фромм открыл как отдельную сферу жизни человеческого общества. И она оказалась куда содержательней психологии индивида.

Он настаивал на развитии психоанализа в сторону социальной психотерапии, развитии гуманистического психоанализа в целом. Разговоры на кушетке по 150 долларов за приём в конце 40-х годов прошлого века выглядели буржуазным жлобством, а не развитием психоанализа. Фромм открыто выступал против теории либидо, против приоритета сексуальности. Секс он воспринимал как обслуживающую функцию в межличностных отношениях. Это до сих пор выглядит дерзко, и тогда ни Берлинское, ни Венское психоаналитическое сообщество из-за Фромма менять свои взгляды не собиралось.

Теория либидо, кажется, отомстила Фромму. Обосновавшись в Америке, он вступил в психоаналитический кружок Карен Хорни – горячей сторонницы ревизии психоанализа. Они сблизились, но это были не любовные отношения в чистом виде – совместные взгляды казались ему сильней. Фромм писал в то время «Человека в авторитарном государстве» – Хорни сильно рекомендовала исследование своему научному издателю. Сама Карен в 1937 году выпустила «Невротическую личность нашего времени». И оба эти обстоятельства изрядно раздражали профессоров Нью-йоркского института психоанализа. Хорни поддерживали студенты – молодые теоретики устраивали ажиотаж, спорили с преподавателями, осуждали авторитаризм. Когда руководство института напряглось окончательно, несколько диссертаций не приняли к защите. Саму Хорни на собрании Нью-Йоркского психоаналитического общества дисквалифицировали как обучающего психоаналитика и преподавателя. Она покинула собрание, и за ней ушли её ученики, среди которых была Клара Томпсон, уже давно проходившая личный анализ у Фромма. Томпсон раньше была ученицей Фромма, а со временем стала и его сердечной подругой. Это, в свою очередь, положило начало вражде Хорни с Фроммом.

В мае 1941 года отверженные психоаналитики основали Ассоциацию развития психоанализа, её возглавили Уильям Сильверберг из Вашингтон-Балтиморского общества и Клара Томпсон. На базе ассоциации был основан Американский институт психоанализа, и Томпсон предложила сделать Фромма его почётным членом. Карен Хорни напомнила комиссии, что у Фромма нет медицинского образования и по правилам колледжа он не может преподавать. Это правило обычно не безоговорочно, и у Фромма были основания чувствовать себя возмущённым. Члены комиссии уступили, позволив ему преподавать, но только теорию, и дальше его статус в институте повис в воздухе, так и не прояснившись. Через год студенты потребовали у руководства колледжа, чтобы Фромм вёл у них технические семинары – декан отказался создавать прецедент. Вмешалась Томпсон – тоже безрезультатно. Фромм покинул институт, и вместе с ним это сделали ещё 12 преподавателей и студентов. Даже дочь Хорни Марианна, тоже учившаяся у Фромма, в итоге порвала с матерью, и через несколько лет работала под началом Фромма в Институте им. Уильяма Эленсо Уайта. Новые изгнанники организовали Вашингтонскую школу психиатрии, и с 1946 по 1950 годы Фромм ею руководил.

В мае 1940 года он получил американское гражданство и женился на Хенни Гурланд – той самой Гурланд, которая в бегстве от нацистов пересекала франко-испанскую границу вместе с философом Вальтером Беньямином и похоронила его в Портбоу. По пути из Германии она неоднократно падала, сильно повредила спину и нуждалась в лечении. В Мексике неподалёку от Сан-Хосе находились источники, которые ей очень рекомендовали врачи. И в 1949 году Фроммы поселились в Мехико, но через три года Хенни умерла. Эрих остался с её сыном совершенно подавленный. И в Америку возвращаться совсем не хотел. Практика начиналась скачкообразно, преподавание – случайно, но скоро он создал в Мехико свою школу и Мексиканское психоаналитическое общество, которое сотрудничало с медицинским факультетом местного университета.

В 1953 году Фромм снова женился. На сей раз – на высокой привлекательной американке из Алабамы. Они купили дом в пригороде, небольшом поселении Куернавака. И в свободное время наслаждались видами. Преподавая в Мексике, он решил, что психоанализ можно и нужно использовать, чтобы сделать медицину более гуманной, чтобы готовить медиков и педагогов, работать с подростками. Так в марте 1963 года в здании университета в Мехико начал работу его институт. Когда он превратился в учебно-исследовательский центр, оказывающий помощь пациентам Фромм внимательно следил, чтобы её получали прежде всего бедняки. Очень боялся, что и тут психоаналитики превратятся в «священников капитализма», и тщательно оберегал созданную институцию.

В Мексике он прожил 25 лет. Практика по теории авторитарности, как и борьба с теорией либидо, остались позади. Пришло время автономии человека, как и говорил раввин Рабинков. Фромм не перестал чувствовать себя иудеем, но после прочтения «Учения Будды» Георга Гримма, буддизм, выстроенный на разумности, а не на мистике, стал главной для него религией. В 1957 году в Куернаваке он пригласил своего учителя Судзуки. И в своём доме провёл мощнейший семинар на 40 участников – духовные практики чередовались с терапевтическими и мистериальными целую неделю. Для себя Фромм утвердился в родстве науки и мистики, пользе гуманистического подхода и отсутствия ортодоксии, ну и просто был счастлив собрать хорошую компанию, надо думать. Он стал одним из отцов культуры тех самых семинаров, тренингов и мистерий, в процессе которых люди учатся жить друг с другом, друг в друге, в себе. Но сам он этого, похоже, не заметил.

Комментарии

Статьи по теме

Случай в космосе

Если бы столкновение произошло на 30 секунд раньше или астероид упал бы в более глубокие воды, то история нашей планеты развивалась бы совсем по-другому. Динозавры выжили бы, а люди так никогда бы и не появились. Подумайте: 30 секунд – это не так много, особенно в сравнении с 4 с половиной...

Наука

Секс от увечья

Почему увечный человек для нас в тысячу раз интереснее, чем здоровый? Ответ нашел биолог Амоц Захави. Поначалу никто не верил в его революционную теорию, которую он назвал принципом гандикапа. Однако сейчас признано – это развивает мысль Дарвина, что все процессы эволюции основаны на выборе...

Хроники

Каннибалы поневоле

Летом 1884 года семь участников трагической полярной экспедиции Адольфа Грили были спасены. Остальные 18 членов команды погибли от голода – самый юный из них, астроном Эдвард Израэль, умер всего за месяц до спасения. Уважение к молодому еврею было столь велико, что только его тело оказалось...

Наука

С пультом по жизни

Ему как австрийцу в годы Второй мировой войны в США не доверяли. И поручили «прихоть босса» – создать пульт для телевизора. Сначала пульт был на толстом шнуре, потом работал через радиоволны, вырубавшие телевизоры во всем доме. Но в итоге Роберт Адлер создал идеальный и получил за это премию...

Самое читаемое

<p>200</p>

Бизнес

Капиталист компартии

Когда Сталин изгнал любимого капиталиста Ленина в США, он распродал остатки имущества Романовых и начал жениться на подругах президентов – сначала Рузвельта, потом Трумэна. Это давало госзаказы, но размах их был не тот, что в Союзе. Поэтому Брежнев получал в виде подарков «роллс-ройсы», а Арманд...

Наука

Мутация советских генов

За несколько дней до защиты его докторской началась война. Он плюнул на бронь и пошел на фронт, где берег своих солдат, как детей, и побеждал. Ему трижды собирались дать Героя, да так и не собрались, а после войны выперли и из науки. Но вскоре ему присудили Нобелевскую премию за открытие...

Бизнес

Еврейский зять Трампа

Его бабка бежала из гетто и партизанила в белорусских лесах, а он проворачивал многомиллиардные сделки на рынке недвижимости и стал зятем и ближайшим сподвижником Дональда Трампа. На днях Джаред Кушнер был назначен старшим советником президента США. Что за советы он даст Трампу и на какой пусть...