Top.Mail.Ru

История еврейской шпаги

12.02.2014

Летом 1920 года Джо Барши, врач-еврей из Норвегии и убежденный сионист, переселился в подмандатную Палестину. Бывший чемпион Норвегии по фехтованию взял на историческую родину не только докторский саквояж, но и рапиру, с которой блистал на спортивных рингах.

В 1927 году Барши с семьей переехал из Хайфы в Тель-Авив, где познакомился с Миклошем Амуди, евреем из Будапешта, врачом-дантистом, отправившимся в Палестину за своей детской любовью. Оказалось, что Амуди, фехтовальщик-любитель, тоже привез с собой рапиру. Таким образом у Барши появился партнер, с которым можно было скрестить клинки.

Деятельность Барши и Амуди, первых популяризаторов спортивного фехтования в еврейском государстве, описал в своей книге «Спортивная алия» доктор Йегуда Карми, завкафедрой физической культуры Педагогического академического колледжа в Кацрине.

Карми — чемпион Израиля по фехтованию, завоевавший четвертое место на первенстве мира 1987 года. На Пекинской олимпиаде-2008 он был тренером израильских фехтовальщиков.

Фехтование можно назвать спортивной реинкарнацией обычая дуэли, а самой известной дуэлью в еврейской истории был, пожалуй, поединок Давида с Голиафом, пишет Карми. Впоследствии дуэли стали популярными среди европейской аристократии, а в XIX веке — среди подражавших ей ассимилированных евреев Германии и Австро-Венгрии. Нередко евреи вызывали на дуэли лиц, публично выступавших с антисемитскими оскорблениями. Теодор Герцль, в молодости работавший журналистом, одну из своих статей посвятил дуэли между французским офицером-евреем Арманом Майером и известным антисемитом маркизом де Море.

С ростом популярности спортивного фехтования евреи продемонстрировали успехи и на этом поприще. Австрийский еврей Зигфрид Флеш завоевал бронзовую медаль в фехтовании саблей на Олимпиаде 1900 года в Париже. А всего за историю олимпийского движения фехтовальщики-евреи получили 90 медалей, в том числе 47 золотых, — больше, чем в каком-либо другом виде спорта. Даже на проводившейся нацистами Олимпиаде 1936 года в Берлине из восьми медалей, завоеванных германскими фехтовальщиками, четыре приходятся на атлетов еврейского происхождения.

Известна фотография с той Олимпиады, на которой запечатлена церемония награждения победителей соревнований по фехтованию среди женщин. Пьедестал почета заняли три еврейки — венгерская, немецкая и австрийская. Хелен Майер из Германии, завоевавшая серебряную медаль, вытянула руку в нацистском приветствии. Вероятно, таким образом она надеялась заслужить благосклонность властей Третьего рейха. После церемонии она даже встречалась с Гитлером, о чем с восторгом рассказывала прессе. Впоследствии Майер изменила свое отношение к нацистам и после Хрустальной ночи эмигрировала в США. Однако многие прославленные фехтовальщики-евреи разделили участь жертв Холокоста.

Судьбе фехтовальщика еврейского происхождения посвящен художественный фильм 1999 года «Вкус солнечного света» венгерского режиссера Иштвана Сабо. В центре сюжета история Адама Зоненшайна (его роль исполняет Рэйф Файнс), который ради карьеры крестился, стал олимпийским чемпионом по фехтованию в 1936 году, но погиб в концлагере (многие детали его биографии напоминают жизнь венгерских спортсменов еврейского происхождения Аттилы Печауэра и Эндре Кабоша).

Многие евреи-фехтовальщики из Центральной Европы накануне Второй мировой войны репатриировались в Палестину, где способствовали популяризации этого вида спорта. В 1940 году в подмандатной Палестине состоялся первый чемпионат по фехтованию, в котором, наряду с репатриантами, принимали участие солдаты и офицеры британской армии. Однако подлинный расцвет фехтовального спорта в Израиле начался в конце 1960-х, когда Амнон Карми, отец автора книги, основал академию фехтования.

Работая над своей книгой, Йехуда Карми пытался ответить на вопрос, почему даже после репатриации фехтовальщики из Европы пытались развивать на Ближнем Востоке этот, казалось бы, неуместный здесь вид спорта? Причина, по его мнению, заключается в том, что фехтование для них было не просто видом спорта, которым они увлекались, а частью общей культуры. Они продолжали заниматься фехтованием и в Израиле, поскольку культивировали образ жизни, к которому привыкли в Европе.


Роберт Берг

{* *}