Top.Mail.Ru

Мителер ребе

08.07.2005

 Более точной и полной биографии рабби Довбера будет посвящена отдельная статья.

Здесь же мы приведем наиболее значимые моменты жизни Ребе.

 

Кто такой Мителер ребе?

Рукопись рабби ДовбераРабби ДовберКомментарий, сын основателя ХаБаДа толковал объяснения своего отца и развивал оригинальные идеи.

 

Его прозвище, Мителер ребе, в переводе с идиш означает «средний ребе». Такой титул он заслужил, став связующим звеном двух широко известных лидеров направления ХаБаДаАлтер ребеКомментарий и Цемахом ЦедекомКомментарий.

 

Его толкования текстов отца полны всесторонних исследований идеологических и философских концепций рабби Шнеора Залмана, а их объем, глубина и ясность свидетельствуют о высочайшем интеллектуальном уровне автора.

 

Интересен следующий факт: когда весть о смерти рабби Шнеора Залмана достигла Петербурга, министр по военным делам специально созвал работников своего ведомства для того, чтобы составить письмо с соболезнованиями и отправить его переживающей утрату семье.

 

К рабби Довберу в Кременчуг были посланы с официальным обращением представители от властей Полтавы, Чернигова и Одессы. В обращении содержался вопрос: как Россия может наилучшим образом воздать должное рабби Шнеору Залману за поддержку, оказанную им царю во время войны с Наполеоном?

 

Сын и преемник первого духовного главы ХаБаДа ничего не попросил у российского правительства для себя, однако выразил пожелание быть благосклоннее по отношению к евреям и заботиться об улучшении их экономического положения.

 

Когда же его попросили выразить определенные пожелания, он поинтересовался, возможны ли сотрудничество и  помощь со стороны правительства в деле заселения евреев на определенной территории (речь шла о проекте, начатом его отцом еще до начала франко-русской войны). Таким образом появились знаменитые еврейские поселения близ Херсона.

 

Рабби Довбер продолжил дело своего прославленного отца, во всем следуя намеченному им пути. Он был видным мыслителем и блестящим оратором.

 "Имрэй бина" (Изречения мудрости), 1821, книга рабби Довбера, изданная в Копусте

Последствия войны с Наполеоном были пагубны и разрушительны для еврейской жизни. Тем не менее, время рабби Довбера стало эпохой возрождения хасидизма — европейской модой на образованность заразилась и еврейская молодежь.

 

Рабби ввел постановление: молодые люди должны изучать хасидское учение как минимум 3 часа в день, женатые и работающие — час по вторникам, четвергам и субботам. Вскоре в хасидской общине начало появляться все больше ученых. Позже многие из молодых и хорошо образованных людей стали учителями и лидерами различных общин. И это качественно повлияло на еврейскую жизнь местечек, резкий рост количества учителей привел к повышению уровня образования общин.

 

Экономическая стратегия

Мителер ребе старался убедить евреев перестать заниматься ненадежной деятельностью, в которую они тогда были активно включены. Он советовал уйти жить в деревню, туда, где была возможность научиться возделывать землю или овладеть ремеслом, что будет гарантом честного и постоянного дохода. Это избавило бы их от ощущения неуверенности и постоянных забот, которые сопровождали их при том образе жизни, что они вели.

 

Невероятно важным представлялся тот факт, что такой выбор (в отличие от городского образа жизни) не мешает вести полноценный еврейский образ жизни. В связи с этим, интересно письмо Мителер ребе к общине, которое мы процитируем здесь целиком:

 

Хочу предложить решение проблем снижения доходов и резкого увеличения числа горожан, лишенных источников заработка, находящихся в состоянии острой нужды. Также мое предложение касается порочных последствий безработицы и неверно направленной энергии жаждущей деятельности молодежи.

 

Лишь меньшинство работают в магазинах и занимаются частным бизнесом, и еще меньшее количество людей — ремесленничеством. Обладающие сбережениями постепенно теряют их, еврейское население оказывается во все более угрожающем состоянии обнищания.

 

Обращаюсь в первую очередь к тем, кто достаточно мудр и понимает суть проблемы. Предлагаю установить строгие правила жизни еврейской общины, в соответствии с которыми женщины и дети, мальчики и девочки должны обучаться основным ремеслам, таким как различные виды ткачества и прядения, а также родственным им занятиям, которые востребованы на фабриках. Также нужно должным образом организовать  и способствовать обучению мастеровых. Более того, необходимо, чтобы требования к обучению были соразмерны возможностям как детей среднего класса, так и бедняков. В случае неимущих детей, работа преподавателей должна оплачиваться общиной или быть подконтрольной общине.

 

Нельзя пренебрежительно относиться к сельскому хозяйству. Они (евреи) должны приобретать большие или меньшие наделы плодородной земли и возделывать ее; Б-г несомненно благословит эту землю, чтобы у них хотя бы была возможность должным образом кормить детей. Несомненно, им придется нанимать на два —  на три года опытных крестьян – неевреев, пока сами они не станут достаточно профессиональны для самостоятельной работы.

 

Они не должны стыдиться возделываться землю. Разве поля и виноградники не являлись источниками существования на Святой земле, когда земледельцы побогаче нанимали на работу еврейских слуг и хороших работников? Тогда, почему мы должны быть отличны от наших праотцев, ведь хоть мы и живем в изгнании среди неевреев, нам предоставлена возможность заниматься присущим нам древним занятием — земледелием.

 

Возможно, мы получим разрешение покупать землю или хотя бы арендовать ее на длительный период времени. Когда я посетил южные степи, то своими глазами видел еврейских земледельцев, с жаром и радостью каждый день возделывающих землю вместе со своими женами и детьми.

 

Там каждый мальчик до тринадцатилетнего возраста учится в хедере (начальной школе). И если он подает надежды, продолжает изучение Торы; если нет, он покидает хедер и работает в поле. Евреи там счастливы и довольны, свободны от забот, при этом они остаются богобоязненными, праведными людьми, обеспечивающими сами себя четным и пристойным образом.

 

И хотя такая работа не приносит им особых богатств и роскоши, вычурных одежд и ювелирных украшений, у них есть все, что им нужно. Они продают в соседние провинции урожай, молочные продукты или же овец и крупный рогатый скот. Я посмотрел на их образ жизни, и он мне очень понравился; почва там плодородна.

 

Возможно, если мы сделаем все от нас зависящее, мы сможем получить в свое владение хорошую землю, что будет несказанной помощью бедным. Я уже обсуждал этот вопрос с ответственными людьми, и я верю, что Б-г благословит эту землю, а народ наш сможет зарабатывать столько, сколько нужно. Ибо написано: «[Плоды] труда рук своих вкушать будешь — счастлив ты и хорошо тебе». И тогда исчезнет пища для разговоров у тех, кто клевещет на нас, а знать и чиновники будут с благосклонностью относиться к земледельцам. Иначе быть не может, нам не на что больше надеяться; иначе еврейский народ ожидает лишь дальнейшее обнищание.

 

А кому известно, что уготовано для нас в будущем? Ведь нас могут, не дай Б-г, изгнать в дальние земли. Достаточно разговоров, все и так должно быть понятно тем, кто умеет мыслить. Слова эти исходят от человека, желающего добра и процветания еврейскому народу.

 

Довбер,

сын великого мудреца рабби Шнеора Залмана,

будь благословенна его память.

 

Из этого письма и из других источников становится понятно, как глубоко рабби Довбер был обеспокоен экономическим состоянием еврейских народных масс и как много предпринял, чтобы облегчить судьбу евреев.

 

Мителер ребе был заинтересован в развитии поселений на Святой земле. В 5583 году (1823) он первым основал колонию в Хевроне, а затем продолжал финансово поддерживать ее. Там он лично приобрел синагогу, которая сейчас носит его имя.

 

 

Тюремное заключение

после смерти отца, Алтер ребе, рабби Довбер находился в Малороссии, откуда переселился в местечко Любавичи, (Россия).

 

По пути хасиды снабжали его деньгами для материального обустройства на новом месте. Но по прибытии, он решил раздать эти деньги нуждающимся. В письме своему родственнику Ребе упоминает о создании «Комитета трех» для контроля над распределением существенной суммы денег.

 

Годами позже это письмо попало в руки наследника получателя письма, беспринципного и мстительного врага рабби Довбера. Он ненавидел рабби за некий «проступок» в делах семейных. Аккуратно подправив цифры, указанные в письме, тот превратил «три или четыре тысячи рублей» в «сто три или четыре тысячи рублей». Действительно, «существенная сумма»! С какой целью ее раздавать? И как раввину удалось за такой короткий период времени собрать столько денег? Очевидно, Ребе готовит революцию! Деньги, разумеется, предназначались туркам, которые тогда правили в Святой земле!

 

Интрига казалась особенно правдоподобной в виду регулярности денежных переводов из России в Эрец Исраэль на нужды хасидов.

 

Другое странное обвинение заключалось в том, что величина и внешний вид синагоги рабби делали ее похожей на Иерусалимский храм, а это означало, что он намеревался стать Царем Израиля.

 

Поражает сходство этих обвинений с теми, что были предъявлены ребе Шнеору Залману в 5558 году (1798).

 

Осенью 5587 года (1826) рабби Довберу было приказано прибыть в Витебск, столицу губернии. И хотя «доброжелатели» сделали все от себя зависящее для очернения Ребе, все процедуры проходили в атмосфере глубочайшего уважения со стороны высоко поставленных офицеров. Сотни людей из Любавичей следовали за рабби Довбером, и в каждой деревне старейшины приветствовали его хлебом и солью. Честь, оказываемая ему евреями и неевреями, произвела на офицеров весьма глубокое впечатление.

 

Расследование вел генерал-губернатор Чаванский, человек жесткий, испытывающий мало симпатий к лидеру евреев. Однако за него вступились важные сановники. К Ребе относились с обходительностью и учтивостью, а позже дозволили публично молиться и читать лекции по хасидизму.

 

Десятого кислева было официально объявлено полное освобождение от обвинений, и день этот стал для хасидов праздником.

 

 

Завершение

Захоронение Мителер ребеРебе умер годом позже, 8 кислева 5588 года (1827), ровно через сорок пять лет после своего рождения, и его смерть обозначила конец важной главы в истории хасидского направления ХаБаД.

 

Рабби Довбер проникнул в глубины учения своего отца, изучил его тайные смыслы и основательно развил доктрину. Его отец был уникальным создателем и мыслителем, основателем движения. Рабби Довбер укрепил движение и способствовал развитию многосторонней деятельности ХаБаДа.

 

 

 

Раввин Йосеф Херсонский Л. Шваменталь

{* *}