Top.Mail.Ru

Троцкий симпатизировал сионистам

27.08.2010

70 лет назад, 20-го августа 1940 года, агент НКВД убил в Мексике Льва Троцкого — деятеля международного коммунистического движения и одного из организаторов Октябрьской революции. Об отношении Троцкого к «еврейскому вопросу» на страницах газеты Forward рассуждает директор Центра изучения антисемитизма Еврейского университета в Иерусалиме Роберт Вистрич.

Архитектор Октябрьской революции и один из создателей Красной армии, одержавшей победу в Гражданской войне, он был выслан из СССР в 1929 году. В эмиграции Троцкий продолжал яростно критиковать сталинский режим. Самого Иосифа Виссарионвича он называл не иначе как изменником дела революции. Троцкистов в Советском Союзе жестоко преследовали.

Лев Троцкий является одной из самых противоречивых исторических личностей. Его теоретическое наследие сегодня пропагандирует международная организация IV Интернационал, о раздорах и схоластических диспутах внутри которой ходят настоящие легенды.

Мечта Троцкого о победе пролетарской революции в мировом масштабе и вера в неминуемую гибель капитализма живы до сих пор, как и его пророчество об исчезновении национальных государств.

Несмотря на утопичность троцкисткой теории, отдельные ее элементы стали популярны в левом движении таких стран, как Великобритания и Франция. В этой связи интересно проследить отношение Троцкого к сионизму, еврейской ассимиляции и палестинской проблеме в 30-х годах.

Лев Давидович Бронштейн яростно боролся не только против сионистов, но и против антисионистски настроенной социалистической еврейской партии «Бунд» (Еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России). Троцкий осуждал стремление бундовцев к обособленности и к созданию экстерриториальной национально-культурной еврейской автономии в странах Восточной Европы.

Будучи убежденным марксистом и атеистом, Троцкий не интересовался иудаизмом, еврейской историей и культурой, считал их пережитками средневекового гетто.

В 1903 году 24-летний Троцкий присутствовал на Шестом сионистском конгрессе в Базеле. Уже тогда он назвал вождя сионистов Теодора Герцля «бессовестным авантюристом, который имеет дерзость рассуждать о создании еврейского государства». В 1921 году Троцкий отклонил просьбу московского раввина Якова Мазе об оказании помощи голодающему и страдающему от погромов еврейскому населению России. Раввин ехидно отметил тогда: «Троцкие делают революцию, а Бронштейны расплачиваются за это».

Борьба Троцкого со Сталиным началась еще в годы Гражданской войны. Сталин одержал победу, не побрезговав антисемитизмом в качестве одного из орудий в этой борьбе. Троцкого вывели из состава политбюро ЦК, исключили из партии, выслали из СССР, а потом и вовсе лишили советского гражданства. В 30-е годы, уже в эмиграции, Троцкий стал проявлять живой интерес к арабо-еврейскому конфликту и к колонизации Палестины. Интересно, что Троцкий без особой симпатии отнесся к арабскому национальному движению, охарактеризовав его как реакционно-мусульманское и антисемитское.

К 1937 году Троцкий, никогда не поддерживавший идеи сионизма, пересмотрел свою позицию в отношении «еврейского вопроса». Он осознал, что его убежденность в неизбежности ассимиляции евреев совершенно безосновательна, а еврейский народ нуждается в своей территории. Ему открылся тот факт, что антисемитизм поощрялся в СССР, чтобы отвлечь внимание населения от внутренних проблем.

Троцкий одним из первых забил тревогу о потенциальной угрозе, исходящей от нацистского режима. В декабре 1938 года, спустя месяц после Хрустальной ночи (первого массового еврейского погрома на территории Третьего рейха), он предупредил о возможности массового геноцида евреев Европы. Троцкий писал, что даже если войны в Европе не будет, «грядет массовое уничтожение евреев». Разумеется, его пророчество не было тогда воспринято всерьез.

Троцкий считал, что так называемая Белая книга (документ, принятый британскими мандатными властями в 1939 году, и ограничивший еврейскую иммиграцию в Эрец Исраэль) «грозит превратить Палестину в кровавую ловушку для сотен тысяч евреев». Троцкий верно предположил, что британский империализм отказался от своих обязательств перед сионистским движением и пожертвовал его интересами ради укрепления своих позиций на Ближнем Востоке.

Лев Троцкий всю жизнь пытался избавиться от образа нерешительного и мягкого интеллигентного еврея. Большевистское движение ожесточило интеллектуала Троцкого, превратив его в глазах антисемитов в демоническое олицетворение иудо-коммунизма.

Даже в революционных кругах, относившихся к нему с симпатией, Троцкого воспринимали прежде всего как еврея. В 30-е годы понятие троцкизм стало синонимом предательства и превратилось в жупел сталинской пропаганды. «Охота» на Троцкого в годы большого террора предвосхитила трагическую судьбу еврейского народа, который он когда-то так высокомерно оставил.

Полина Ковалевич

{* *}