Top.Mail.Ru

Чаушеску и раввин

09.02.2015

В 1978 году Федерация еврейских общин Социалистической Республики Румыния опубликовала юбилейную брошюру в честь 30-летия пребывания Мозеса Розена на посту главного раввина страны. «Потомок прославленной раввинской династии, восходящей к Раши, — отмечалось в документе, — доктор Мозес Розен по праву считается одним из выдающихся еврейских мудрецов современности. Он сделал очень много для разрешения проблем, стоящих сегодня перед евреями. За свою общественно-политическую деятельность раввин Розен удостоен высоких наград от главы государства Николае Чаушеску»


Брошюра рассказывает о том, как раввину Розену удалось развить еврейскую общинную жизнь в реалиях страны, входившей в социалистический блок. В 1948 году Розен стал главным раввином Румынии, в 1963-м был избран руководителем местной Федерации еврейских общин — эти должности он совмещал вплоть до своей смерти в 1994 году. На протяжении нескольких десятилетий Розен был непререкаемым лидером своей общины.

Между тем Румыния в 1960-80-х годах считалась одним из наиболее авторитарных социалистических режимов Восточной Европы. Чаушеску, в 1965 году ставший генсеком Румынской коммунистической партии, поначалу проводил относительно либеральную внутреннюю политику. Он всячески подчеркивал, что Румыния является суверенным государством, а не марионеткой СССР. Но в 70-х Чаушеску отклонился от прежнего либерального курса: начался процесс завинчивания гаек, преследования инакомыслящих, были расширены полномочия политической полиции «Секуритате». На ужесточение режима его вдохновил опыт азиатских социалистических стран: Китая, Вьетнама, КНДР и Монголии, где он побывал в 1971 году с официальным визитом. Румынские СМИ, ориентируясь на опыт коллег из КНДР, начали кампанию по возвеличиванию Чаушеску, заложившую основу культа его личности. С середины 70-х он правил страной фактически как самодержавный монарх, на многие ответственные посты в государстве Чаушеску и его жена Елена рассадили своих родственников.

Вскоре экономическая ситуация в стране начала резко ухудшаться: истощились запасы нефти, возникла необходимость досрочной выплаты задолженности иностранным кредиторам, которая к 1981 году составила 10 млрд долларов. Уровень жизни простых граждан резко упал, в 1983 году была введена выдача продуктов по карточкам.

При этом Румыния оставалась страной противоречий. Она была единственным государством Варшавского договора, где, в отличие от СССР, сохранилась довольно развитая еврейская общинная структура. Около половины евреев Румынии в ее современных границах пережили Вторую мировую войну, но к концу 1970-х большая их часть эмигрировала. В 1978 году в Румынии проживало около 40 тыс. евреев. Федерации еврейских общин принадлежали 120 действующих синагог, во многих городах работали начальные религиозные школы (талмуд-торы) и благотворительные учреждения для стариков и неимущих, отмечает портал Jewish Philanthropy. Там, где сохранилось относительно многочисленное еврейское население, работали кошерные рестораны, общинные центры, выходили печатные издания на идише и иврите. В Бухаресте действовали Музей истории евреев Румынии и государственный идишский театр.

С первых лет своего правления Николае Чаушеску проводил внешнюю политику, направленную на сокращение зависимости Румынии от Советского Союза и других стран соцлагеря. Благодаря неофициальным контактам с США в 1967 году удалось добиться того, что было невозможно в СССР: румынские власти официально разрешили деятельность благотворительной еврейской организации «Джойнт». «Экономическое положение еврейской общины в то время было очень сложным, поэтому ей разрешили получать деньги от “Джойнта”. “Джойнт” стал основным спонсором еврейской общинной жизни в нашей стране», — отмечает нынешний глава Федерации еврейских общин Румынии Аурел Вайнер.

Кроме того, Румыния была единственным государством восточного блока, сохранившим после Шестидневной войны 1967 года дипломатические отношения с Израилем. В брошюре Федерации еврейских общин помещены в том числе фотографии посещавших бухарестскую синагогу израильских политиков: Голды Меир, Менахема Бегина, Шимона Переса, Моше Даяна, Ицхака Навона. Румынским евреям разрешалось репатриироваться в Израиль, однако по инициативе Чаушеску эмиграция представителей еврейского и немецкого меньшинств была превращена в коммерческое предприятие: за каждого желавшего выехать из страны еврея румынские власти получали от Израиля «выкуп». В общей сложности репатриация румынских евреев с 1968 по 1989 год обошлась Израилю в 110 млн долларов. За этот период страну покинуло более 40 тыс. евреев, за каждого израильская сторона заплатила 2,5 – 3,3 тыс. долларов.

И сохранение в Румынии общинной жизни, и относительно свободная алия, и приход в страну «Джойнта» стали возможны во многом благодаря деятельности раввина Мозеса Розена. Румынский диктатор ценил раввина как человека, полностью контролировавшего еврейскую общину. Розен нередко выступал и в качестве посредника в контактах Румынии с Западом. В частности, он помог румынским властям добиться установления режима наибольшего благоприятствования в торговле с Соединенными Штатами. «Его можно назвать спецпосланником Чаушеску в отношениях с западными странами, в первую очередь с Израилем и США», — считает Аурел Вайнер.

Мозеса Розена часто критиковали за то, что он позволял использовать себя для создания позитивного имиджа Чаушеску в глазах Запада. Сегодня в еврейской общине о нем высказываются неоднозначные мнения. «Да, раввин был проводником политики Коммунистической партии в еврейской среде, — соглашается Вайнер, — но тем не менее он смог добиться впечатляющих успехов в деле сохранения общинной инфраструктуры».

При этом Аурел Вайнер признает, что Розен был довольно деспотичным и авторитарным лидером: «В период, когда раввин возглавлял Федерацию еврейских общин, в ней не было места демократии. Например, несмотря на то что у евреев была возможность эмигрировать из страны, Розен запретил выезд раввинам и хазанам, поскольку считал, что это подорвет еврейскую жизнь в малочисленных провинциальных общинах».

Сегодня в Бухаресте действует Еврейский дом для престарелых имени Мозеса Розена, который содержится на средства «Джойнта». Он является частью созданной по инициативе раввина благотворительной инфраструктуры еврейской общины. Еще одно подобное учреждение работает в городе Арад в Трансильвании.

«У каждого человека есть положительные и отрицательные качества. Розен был хорошим дипломатом и политиком. Хотя подавляющее большинство евреев уехало из страны, общинная жизнь здесь сохраняется, — говорит 96-летний обитатель дома престарелых Помпилиу Стериан. — В свое время ходила шутка, что Розен продал душу дьяволу ради того, чтобы румынским евреям была разрешена эмиграция».


Роберт Берг

{* *}