Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
27.06.2014
12 июля 1948 года некоторые израильские, а вслед за ними и западные издания сообщили о том, что накануне вечером Иерусалим впервые подвергся бомбардировке. То, от чего воздержались британская, турецкая и германская армии в ходе Первой мировой войны, а затем итальянские фашисты и немецкие нацисты во время Второй мировой, сделали египтяне. Это был первый и единственный воздушный налет на израильскую столицу.
Хотя египетский летчик, попавший в израильский плен за пару месяцев до этого, и утверждал, что приказ командования предписывал атаковать лишь военные объекты, налеты египетской авиации на жилые кварталы Тель-Авива продолжались с середины мая до начала июля и привели к многочисленным жертвам среди мирного населения. Возможно, что целью иерусалимского налета было небольшое летное поле, расположенное в западном пригороде. Так или иначе, три египетских самолета «Спитфайр», взлетевших из Эль-Ариша и угодивших по дороге под обстрел иракского гарнизона, принявшего их за израильские самолеты, по ошибке или умышленно сбросили три стокилограммовые бомбы на юго-западные кварталы Иерусалима. Жертвами авианалета стали трое детей.
Уже через два дня, 14 июля, неожиданный ответный удар Израиля застал египтян врасплох и напрочь отбил желание продолжать атаки жилых районов еврейских городов.
Эл Швиммер был одним из тех, кто добывал в США вооружение для только что провозглашенного государства в обход запрета на продажу оружия в Израиль. Пилот, инженер и предприниматель, он возглавлял в калифорнийском городе Бербанке авиационную компанию. Именно ему удалось приобрести четыре тяжелых четырехмоторных бомбардировщика Boeing B-17, знаменитые «летающие крепости». После окончания войны эти бомбардировщики были адаптированы для гражданских нужд: на двух из них перевозили фрукты из Пуэрто-Рико в Майами, еще один использовался для аэрофотосъемки, а четвертый принадлежал кинокомпании и участвовал в съемках фильмов о войне.
В ангарах компании Швиммера самолеты спешно прошли подготовку для дальнего перелета. Действовать приходилось быстро, наперегонки с ФБР, внимательно отслеживавшей попытки нарушить американский закон о сохранении нейтралитета. Швиммер успел нанять трех пилотов и отправить три «Боинга» в Европу. Из Калифорнии самолеты прилетели в Пуэрто-Рико, заправились и после 20-часового перелета приземлились на Азорских островах, откуда 14 июня прибыли в чешский Жатец. Там, в 75 километрах к северо-западу от Праги, в этот момент полным ходом формировались израильские ВВС.
Для сохранения секретности при взлете с Азорских островов конечным пунктом назначения была объявлена Корсика. После того как корсиканцы не рапортовали о прибытии «Боингов», Азорские острова сообщили в прессу о пропаже самолетов. Это осложнило процесс вывоза за пределы США последнего, четвертого бомбардировщика. Спасаясь от агентов ФБР, самолет вылетел в Канаду, лишь на полчаса разминувшись с представителями американской спецслужбы. Канадцы потребовали от пилота немедленно вернуться в Америку, но тому удалось ускользнуть и добраться до Азорских островов. Правда, там его уже ждали португальские власти, которые арестовали самолет и в двадцатых числах июля вернули его в США.
Три других бомбардировщика приспособили в ангарах Жатеца к оставшимся от нацистов 250-килограммовым авиабомбам. Перелет в Израиль было решено совместить с первой боевой операцией. Утром 14 июля самолеты прошли над Австрией и Югославией, без потерь преодолели огонь албанских зениток и разошлись над Кипром. Два бомбардировщика отправились к Синаю и Газе, а третий, пролетев через пустыню, в сумерках зашел с юго-запада на Каир, сбросив десяток бомб вокруг королевского дворца, где в это время находился король Фарук I.
Растерянные египтяне даже не пытались сбить самолет или отправить за ним истребители. Репутации египетских ВВС был нанесен сокрушительный удар. Выполнив свое первое задание, все три бомбардировщика благополучно достигли Израиля. В ту же ночь два из них вновь посетили военные аэродромы египтян в Газе и Эль-Арише, что окончательно сломило моральный дух противника. Всего за время войны троица «B-17» успела совершить около 200 боевых вылетов.
Многие из пилотов, нанятых Швиммером, составили костяк ВВС Израиля. Сам Эл Швиммер в 1949 году вернулся в Америку, где был осужден за контрабанду самолетов в Израиль. Он был лишен права голоса и ветеранских льгот и оштрафован на 10 тысяч долларов, но не получил тюремный срок. Швиммер отказался просить о помиловании, считая, что не мог повести себя иначе и не оказать помощь недавно созданному еврейскому государству. Лишь в 2000 году его помиловал тогдашний президент Соединенных Штатов Билл Клинтон. В начале 50-х Швиммер окончательно перебрался в Израиль, основал концерн «Авиационная промышленность» и стал его первым генеральным директором. Три года назад, 10 июня, Эл Швиммер скончался в Рамат-Гане в возрасте 94 лет.
О бомбардировке Иерусалима 12 июля 1948 года сообщило всего несколько газет. В военном дневнике Давида Бен-Гуриона об этом, казалось бы, важном событии нет ни слова. Более того, даже жители Иерусалима, которые должны были стать свидетелями воздушного налета на город, ничего о нем не помнят. Это позволило некоторым исследователям усомниться в самом факте бомбардировки. Согласно их версии, причиной разрушений и гибели детей на самом деле стал артиллерийский обстрел со стороны иорданской армии. Обвинение в адрес египетских ВВС якобы было частью плана правительства Бен-Гуриона, которое собиралось подвергнуть тяжелым авианалетам крупные города вражеских государств, чтобы переломить ход войны.
Так или иначе, уже через три дня после бомбежки королевского дворца в Каире было достигнуто соглашение о прекращении огня, продлившееся до осени. В октябре, когда военные действия возобновились, инициатива уже целиком принадлежала армии Израиля и необходимость в бомбардировке вражеских столиц, имевшей прежде всего психологический эффект, отпала сама собой.