Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
23.04.2015
В первый раз молодое еврейское государство праздновало День независимости 4 мая 1949 года. К этому времени уже были заключены соглашения о прекращении огня с Египтом, Ливаном и Иорданией. И хотя мирные переговоры с Сирией еще продолжались, существование еврейского государства из многовековой мечты гонимого народа окончательно превратилось в реальность.
В объявлении, расклеенном накануне на улицах Тель-Авива, мэрия призвала горожан украсить балконы своих квартир израильскими флагами, а также соблюдать порядок во время парада «нашей победоносной армии-освободительницы».
С первым указанием тельавивцы справились на отлично. Ко второму же, как выяснилось впоследствии, не слишком прислушались.
С утра все было замечательно. Дома стояли украшенные флагами, предприятия и магазины по случаю праздника не работали, лишь кафе и увеселительные заведения оставались открытыми. Разряженная публика церемонно дефилировала по тельавивским улицам. А в центральной синагоге города состоялась торжественная молитва с участием главы правительства Давида Бен-Гуриона, министров и депутатов Кнессета.
В начале одной из центральных улиц, носящей имя возродителя языка иврит Элиэзера Бен-Йегуды, соорудили огромную деревяную трибуну, рассчитанную на тысячу почетных гостей, которые должны были присутствовать на параде, намеченном на вторую половину дня.
Желающих увидеть парад, впрочем, оказалось значительно больше, чем ожидалось. За год до этого, в июле 1948-го, по Тель-Авиву уже проходили в торжественном марше части лишь недавно сформированной израильской армии. Но тогда еще продолжались бои и ощущения настоящей победы не было.
Теперь же все с нетерпением ожидали военного шествия — первого в истории празднования независимости — и не собирались упускать историческую возможность полюбоваться на это зрелище. В ожидании парада триста тысяч возбужденных зрителей собрались на улицах города, сгрудившись вдоль намеченного маршрута в страшной тесноте. Неудачники, пришедшие позже, пытались пробраться через толпу, счастливчики же, которым удалось пробиться к самому краю тротуара, изо всех сил старались удержаться на своих местах.
Наконец парад начался. Военные части торжественно прошли мимо трибун с почетными гостями. И тут стало ясно, что организовать необходимый порядок на улицах новоиспеченного государства власть все-таки не сумела.
Когда шествие приблизилось к площади Муграби, расположенной на пересечении улиц Бен-Йегуды и Алленби, толпа несознательных граждан, преисполненных энтузиазма и восторга, а главное, подталкиваемых напирающими сзади зеваками, выплеснулась на проезжую часть, совершенно загородив дорогу участникам парада.
Все попытки убедить зрителей освободить дорогу оказались напрасными. Более того, стало ясно, что в любую минуту может начаться давка, способная привести к человеческим жертвам.
Ответственные за проведение парада были вынуждены с помощью громкоговорителей оповестить собравшихся об отмене мероприятия.
Лишь когда разочарованная толпа начала расходиться, парад все же продолжили. Часть участников шествия, в том числе три роты друзского батальона в куфиях, украшенных эмблемами Армии обороны Израиля, а также девушки из женских подразделений в полном обмундировании и при оружии, вынуждены были изменить маршрут и промаршировали от Центральной автобусной станции в сторону северных районов города.
Глава правительства Давид Бен-Гурион из-за срыва парада был вне себя. Он распорядился учредить специальную комиссию по расследованию причин случившегося и включить в нее мэра Тель-Авива Исраэля Рокаха. Выяснилось, что подполковник, отвечавший за организацию парада, предвидя возможные проблемы, предлагал протянуть вдоль улиц по маршруту следования шествия колючую проволоку, оставшуюся в наследство от британских властей. Однако это предложение было отвергнуто военными, сославшимися на слова спикера Кнессета Иосифа Шпринцака, заявившего, что колючая проволока может напомнить жителям города об ужасах Катастрофы, закончившейся лишь четыре года тому назад, и тем самым омрачить праздник. В результате вместо проволоки натянули канаты, которые, конечно же, не сумели удержать пришедших в ажиотаж зрителей, высыпавших на мостовую.
По итогам работы комиссии трое офицеров, включая организатора «исторического парада», были отправлены в отставку.
Лишь два с половиной месяца спустя, 17 июля, парад, организованный на этот раз генерал-майором Цви Аялоном, все-таки состоялся. Газеты отметили успешное проведение мероприятия, подчеркнув его важность на фоне предыдущего провала.
Впоследствии, на протяжении еще 20 лет, до 1968 года, в День независимости регулярно проходили военные парады. Затем наступил пятилетний перерыв. И, наконец, в 1973-м, к 25-летию независимости, был организован последний военный парад в истории страны. Впоследствии подобные мероприятия больше не проводились.
Сегодня в День независимости эскадрильи израильских ВВС устраивают праздничные полеты над страной, а корабли частей ВМС торжественно проплывают вдоль средиземноморского побережья. Тема же возобновления военных парадов регулярно обсуждается в обществе, и, может статься, в будущем мы снова увидим это зрелище в День независимости.