Top.Mail.Ru

Ностальгические контрасты

12.02.2004

Во вторник 10 февраля в помещении Театрально-культурного центра имени В.Э. Мейерхольда при поддержке Израильского культурного центра (ИКЦ) прошла выставка работ еврейских художников, на которой были представлены картины Г.А. Заполянского на библейские сюжеты и по мотивам из еврейского фольклора и литературы, графические работы его сына, теперь уже израильского художника Я. Йом-Това и образцы творчества молодой талантливой художницы Екатерины Белявской.

Дата проведения выставки совпала со 130-летием Всеволода Мейерхольда, и потому Г.А. Заполянский, которому было предоставлено слово, начал с оригинального комментария своей связи с великим театральным деятелем: «Вы можете спросить, что общего у меня с Мейерхольдом, и я вам отвечу, что мы с ним почти “сокамерники”. Мы разминулись ненамного — всего на 3000 километров: в 1940 году он оказался в одном месте Сибири, а я — в другом. Прежде всего (поскольку здесь присутствует много молодежи), я хочу, чтобы вы поняли, что такое Сибирь в середине XX века. Так вот, Сибирь в середине XX века — это каменный век. В селе, где я провел десять лет (с 1941 по 1950 год), было всего триста дворов с населением в тысячу человек. Там использовали деревянные стулья, носили холщовые одежды и перемалывали зерно, собранное еще в начале войны. И вот там ваш покорный слуга, тогда семиклассник, участвовал в постановке “Ревизора”, играя городничего. Я не просто играл, я еще и выплясывал, в результате чего стал местной знаменитостью. Так вот Мейерхольд, в честь которого я произношу эту репризу, тоже вытанцовывал, выплясывал свои спектакли. Он мечтал о том, чтобы его театр стал по-настоящему народным, танцевальным, хореографическим, чтобы мы, наконец, познали всю его красоту».

На открытии выставки присутствовали работники израильского посольства, а также руководители центра Мейерхольда и ИКЦ, выступившие главными инициаторами мероприятия. Открыла церемонию директор ИКЦ Яна Агмон, немного рассказавшая о творчестве представленных на выставке авторов. Она поблагодарила их за участие, а всех присутствующих — за теплую поддержку. Свою благодарность за помощь, оказанную при организации выставки, выразила самая молодая ее участница, Екатерина Белявская, для которой представленная экспозиция стала первым проектом, реализованным самостоятельно от начала до конца

После завершения официальной части гостей пригласили на организованный тут же фуршет, предоставивший возможность насладиться творчеством авторов в спокойной непринужденной обстановке. Нельзя не отметить, что для многих работы юной Белявской стали настоящим открытием — ее смешанный стиль, сочетающий в себе психоделические элементы с мощной экспрессией и ярким, насыщенным цветом, погружает нас в мир далеких шестидесятых–семидесятых, ассоциируясь с песнями «Битлз», творчество которых оказало на стиль художницы очень сильное влияние. Этот мир «Сержанта Пеппера» и «Желтой подводной лодки», плавно переходящий в мир собственных, личных переживаний, потрясающих своей неестественной яркостью и исключительной выразительностью.

Все это резко контрастирует с ностальгическими и даже сказочными образами Заполянского, полотна которого выдержаны, в основном, в одном тоне. И все же в работах всех авторов есть нечто такое, что, несомненно, объединяет их. Это стремление найти себя в этом мире, попытка через художественное самовыражение отыскать путь к гармонии и идеальной форме.


Екатерина Иванова

{* *}