Амстердам наизнанку

22.06.2017

Некогда крупнейшая и мощнейшая еврейская община Европы ушла почти в полное небытие. Сегодня Йоденбюрт – еврейский квартал Амстердама, который в XVII веке был центром притяжения для еврейских раввинов и ученых, банкиров и ювелиров со всей Европы, превратился в рядовую достопримечательность города. А что стало с евреями? Потомки тех, кто каким-то чудом выжил в Холокосте и остался жить в послевоенном Амстердаме, предпочитают селиться в других районах города, а Йоденбюрта вовсе избегают – видимо, никуда не ушли воспоминания о том, как фашисты превратили еврейский квартал в гетто.

Однако и Йоденбюрт, опровергая все возможные мифы, предстает отнюдь не районом старинных домиков и узких улочек, перемежающихся каналами и мостами, в отличие от традиционной голландской действительности. Йоденбюрт застроен современными зданиями. Причина проста – большая часть исторических зданий была разрушена в ходе Второй мировой войны, а брошенное евреями имущество разграблено немцами и местными жителями.

Еще один миф, который опровергает Амстердам, – о преимущественно сефардской общине города. Рядом с древней Португальской синагогой, построенной в 1675 году сефардами, расположены четыре ашкеназские синагоги, объединенные в единый комплекс, который с 1930 года, с перерывом на войну, функционировал в качестве Еврейского исторического музея. Сегодня в Нидерландах проживают 30 тысяч евреев, львиная часть которых – ашкеназы. Большая их часть живет в Амстердаме, но далеко не все из них хоть раз бывали в Еврейском музее.

Евреи впервые появились в Амстердаме еще в XV веке – они бежали сюда, спасаясь от испанской и португальской инквизиции. Так что первоначально еврейская община в этих землях была всё же сефардской. Голландцы хотели построить свой порт и стремились развивать торговые связи, поэтому сделали ставку на сефардских евреев, имевших обширные родственные связи по всему миру. Со временем именно евреи начали массово привозить в Голландию кофе, сахар, шелк и специи из далеких стран. В тот момент в Голландии, борющейся за независимость от разрывающих страну на куски сверхдержав того времени – Франции, Австрии и Испании, – начали зарождаться буржуазно-демократическое движение и индустриализация, и голландские евреи стали неотъемлемой частью и даже мотором этих процессов. Одним из виднейших представителей голландского еврейства был ученый и философ Барух Спиноза, хотя его революционные взгляды и встретили неоднозначный отклик в еврейской общине.

Однако уже в XVIII веке без притока новых людей община стала сокращаться, но век спустя бегущие от погромов из Польши и России ашкеназы компенсировали эту убыль надежным притоком. Большинство из них, конечно, как были, так и остались бедняками, но многим удалось достичь немалых успехов в торговле, медицине и типографском деле, а дети их постепенно освоились на новом месте.

Евреи внесли свою лепту и в развитие голландского языка – например, такие слова в голландском, как дом (bayis) и сто (meyer) и даже старое название Амстердама – Макум – имеют ивритское происхождение.

Возможно, сильная еврейская община мирно и благополучно существовала бы в этой стране и по сей день, если бы в 1940 году немецкая оккупация не оставила ей никаких шансов – 80% голландских евреев стали жертвами Холокоста. Среди живущих сегодня в Нидерландах евреев около трети – это израильтяне, находящиеся в стране по рабочим целям. И они, как и другие члены голландской еврейской общины, снова обеспокоены резким ростом антисемитизма в обществе. Что ж, история, похоже, пошла на очередной круг.

Шейндл Кроль

Комментарии

Статьи по теме

Самое читаемое

Хроники

Казни ради

Трупы повешенных были сожжены. Прах передали двум агентам госбезопасности. На зимней дороге в пригороде Праги их машина забуксовала. Прах высыпали под колеса, чтобы ехать дальше...

Общество

Еврейка из прошлого

«Муж умирал, и я сказала: “Можно ли мне обнять тебя, хотя я нечиста?” (ибо у меня были месячные, и я не смела коснуться его). Он ответил: “Упаси Б-же, детка, подождем еще немного, и ты очистишься”. Увы, когда это произошло, было уже поздно!»...

Литература

Близнецы в зверинце

Ева начала процесс по сбору свидетельских показаний бывших врачей Освенцима, а потом сообщила, что прощает их, в том числе и доктора Менгеле. Сама власть прощать, по словам Евы Мозес-Кор, делала её сильнее её мучителей, и только прощение помогло ей отрешиться от тягостных воспоминаний,...