Top.Mail.Ru

Карты — дело серьезное

25.02.2004

Скажем сразу: не евреи изобрели географические карты. Это так же верно, как и то, что родина слонов — не Россия. Более того, среди величайших картографов, создававших эту науку (точнее будет сказать, искусство), евреев тоже не было. Ну и что с того? Часы ведь тоже не мы изобрели, а профессия часовщика среди «еврейских ремесел» далеко не последняя.

И все же мы ведем речь о занятиях, в некие определенные времена и в неких определенных местах считавшихся еврейскими — хотя бы уже потому, что евреи из поколения в поколение занимавшиеся этими делами, достигали в них немалых успехов и ценили их именно как незаменимых мастеров. Так вот, был момент — и довольно продолжительный, — когда понятия «еврей» и «картограф» практически совпадали.

Можно сказать, что первая известная нам карта, созданная евреем, была составлена пророком Иехезкелем в конце VI века до новой эры. Предсказав грядущее падение Иерусалима, пророк нацарапал его схему на кирпиче (бумаги, как мы помним, тогда еще не было, а надписи и рисунки на глиняных кирпичах были делом обычным). После этого в перечне сведений о еврейских картах наблюдается обширный пробел, тянущийся аж до ХII века — уже новой эры, когда появились не то, чтобы карты, но, скорее, схематические чертежи Эрец-Исраэль с обозначенными границами («чужой земли мы не хотим ни пяди…»), уделами колен Израилевых и маршрутом сорокалетнего странствования евреев по пустыне Синайской. Среди авторов еврейских карт, всегда привязанных к Эрец-Исраэль, были такие личности, как Маймонид, итальянский раввин Моше бен-Мордехай Басола (в ХVI веке объездивший Святую землю), константинопольский раввин Мизрахи, пражский раввин Йосеф бен-Иссахар… А авторство последней в ряду традиционных карт принадлежит Элияhу бен-Шломо-Залману, Гаону Виленскому.

Впрочем, с одной только этой — довольно специфической — отраслью (скажем так) картографии вряд ли можно было стать востребованными в обширном мире за пределами еврейских общин.

И вот в ХIII веке появляются и получают широкую популярность так называемые портуланы — морские навигационные карты, просто необходимые торговцам и мореплавателям. Сам континент на портуланах почти не изображался, зато морские побережья со всеми их заливами, бухтами и отмелями вырисовывались подробнейшим и тщательнейшим образом. И с особым старанием наносились на все это линии-маршруты от одного пункта к другому по компасу. Назначение портуланов было чисто практическим (почти, хотя это не совсем точно, как у нынешних дорожных карт.) Изобрели их в Италии — стране асов средиземноворского мореходства. Там-то евреи, видимо, и освоили секреты мастерства в изготовлении портуланов. Не следует забывать (и об этом мы как-то уже писали), что уровень знаний о далеких, зачастую недоступных европейцам странах в еврейских общинах был гораздо выше, чем у нееврейских купцов-путешественников. Поэтому, когда стали составлять портуланы не только для Средиземного моря, а потом и карты, не ограничивавшиеся одними лишь побережьями и морскими маршрутами, христианские правители стали охотно прибегать именно к еврейской помощи.

Приблизительно в ХIV–XV столетиях на острове Мальорка картами занималась еврейская семья Крескес, глава которой, Авраhaм Крескес, носил при дворе арагонского короля высокий титул «магистр карт и компасов». Вместе со своим сыном Иеhудой (тоже, кстати, имевшим своеобразный титул или, скорее, прозвище — «Judeo de las Mapas», «еврей карт») он составил один из лучших атласов Средневековья, известный как «Каталанский». Габриэль де Валлсеча (еврей, конечно, что, впрочем никогда и не отрицалось, хотя в историю не вошло его еврейское имя) составил карту мира, которой пользовался Америго Веспуччи (совсем не еврей, зато его имя послужило основой для названия континента, на котором впоследствии поселилось множество евреев). Перечислять можно долго.

И португальский принц Энрике (Генрих Мореплаватель, по-нашему) не случайно пригласил к себе множество евреев, владевших картографическим мастерством. Принц был настоящим католиком, но дело для него было прежде всего, а потому евреев в его окружении было столько, что недоброжелатели именовали его (за глаза, разумеется) Царем Иудейским.

А принц просто болел за морское будущее своей державы. И хорошо знал, кого следует приглашать для создания надежных и точных карт.


{* *}