Top.Mail.Ru

Еврейские имена

12.04.2001

Еврейские фамилии могут об очень многом сказать. К примеру, где зародилась она, как расселялся тот или иной род с течением времени и откуда он происходит, к какому социальному слою принадлежит. И еще очень многое другое.

Общеизвестно, что традиционно евреи различаются по происхождению и делятся на священнослужителей "коhаним" потомков пророка Аарона, и потомков колена Леви "Левитов" служителей иерусалимского Храма — с одной стороны, и потомки всех остальных колен — с другой, называемых "Исраелим". (К слову сказать, цари Израиля из Дома Давидова, естественно к свешеннослужителям не относились.)

Звание священников — коhенов и их помощников — левитов передавалось по наследству. И сегодня фамилии, произошедшие от наименования наследственного титула, очень распространены. Ниже мы об этом скажем подробнее.

В рассеянии — когда Храм уже был разрушен, а главную роль руководителей еврейских общин приняли на себя раввины (подчеркнем, что раввин — не священнослужитель, а наставник, так же, как и синагога — не храм, а место для общей

молитвы, проведения ритуалов и т.д.). Уже в раннем средневековье возникли раввинские роды, где обязанности передавалась по наследству, так же как и глубокое почтение, окружавшее потомков знаменитых раввинов. Кстати, практически все они потомки кохенов и левитов.

Количество этих фамилий так же очень ограниченно. Иногда, однако, обилие раввинских фамилий производит впечатление их многочисленности. Но, все дело в том, если само имя родоначальника строилось по традиционной еврейское схеме: «такой-то, сын такого-то, сына такого-то и т. д.», то к имени часто добавлялось названия города, где раввин жил, — и именно в таком виде оно дошло до нашего времени в виде фамилии. Далее. Потомки раввина — и сами раввины тоже — сохраняли в имени генеалогическую линию, но чтобы различаться, добавляли название того места, куда они переселялись. Не могли, в конце концов, все раввины сосредоточиться в одном месте! Каждая зажиточная и уважающая себя община старалась пригласить к себе раввина — потомка наиболее уважаемого рода. Кроме того, ему слали запросы по трудным проблемам еврейские общины со всего мира. Из Йемена или с Атласских гор в Северной Африке могли писать в Испанию, Германию, а потом — в Польшу и, соответственно, в царскую Россию. Подписываясь, раввин (а его мнение считалось законом) обязательно указывал город, чтобы его можно было отличить от предка, скажем с тем же именем, возглавлявшего совершенно другую общину. Так фамилии раввинских родов ширились и ветвились — но при всем разнообразии на одном генеалогическом древе, которое можно проследить до конца XI—XII вв. и далее — до периода сорокалетнего кочевья в Синайской пустыне.

{* *}