Top.Mail.Ru

Иллюзия выбора

11.08.2015

То, что мы называем «свободой выбора», по сути, является решением сделать выбор или уклониться от него. Выбор между добром и злом – это выбор не между двумя аспектами бытия, а между бытием и небытием, реальностью и иллюзией.

«Смотрите же, сегодня я предлагаю вам благословение или проклятие». Без свободы выбора религия теряет всякий смысл, мораль лишается концепции, а Тора становится ненужной. К таким выводам пришел великий мудрец Маймонид, размышляя об этой фразе из Рээ – главы Торы, которую мы читаем на этой неделе. По сути, нам была дарована не только свобода выбора между добром и злом, но и возможность решить, на каком уровне сделать этот выбор. Можно принять это на простом уровне: вот есть добро, а вот – зло. Благословение и проклятие. Свет и тьма. И всё это сотворено Всевышним. А мы делаем свой выбор в пользу одного или другого. Или их сочетания. И этот выбор в дальнейшем и определит нашу судьбу.

Однако можно понять это и так, что на самом деле существует одно лишь добро. Ведь Всевышний является источником всего, что существует в нашем мире, и при этом Он – сама сущность добра. Поэтому не существует тьмы – есть только свет или его отсутствие, которое мы называем темнотой. Также в нашем мире есть только добро или его отсутствие. И добро может быть как открытым, так и скрытым. А значит, выбор между добром и злом – это выбор не между двумя аспектами бытия, а между бытием и небытием, реальностью и иллюзией.

Поскольку «выбор» по определению подразумевает свободное волеизъявление, а по сути своей душа человека стремится к жизни и благополучию, то единственно верный выбор из всех возможных – выбор в пользу добра.

Нам в любом случае дарована свобода выбора, то есть мы можем принять решение и не делать никакого выбора. Ведь зачастую то, что мы называем «свободой выбора», по сути, является решением сделать выбор или уклониться от него.

Дело не в том, что мы можем выбрать один из нескольких предложенных нам «сверху» вариантов, а в том, что именно мы выбираем уровень реальности, в которой протекает наша сознательная жизнь. Именно мы определяем расстояние между нашей жизнью и ее источником, а следовательно, и форму, которую этот «свободный выбор» принимает в нашей жизни. Изъявляя свою истинную волю – если этот выбор в действительности принадлежит нам, – мы неизменно выбираем добро.

Янки Таубер

{* *}