Выживает мудрейший

06.01.2017

«Идеальный человек – это целитель душ», – писал еще XII веке еврейский мудрец Маймонид. Сегодня для такого человека существует определение – психотерапевт. Удивительный факт: многие основоположники различных психологических теорий исцеления и адаптации были евреями – от Зигмунда Фрейд и Альфреда Адлера до Отто Ранка и Мелани Кляйн. Расцвет психоанализа пришелся на 20-е годы XX века, и еврейское происхождение психологов-новаторов дало повод нацистам толковать это учение как «еврейскую науку».

В дальнейшем мир узнал много других еврейских психологов: Леон Фестингер стал автором концепции когнитивного диссонанса, Говард Гарднер ввел понятие множественного интеллекта, Питер Саловей и Дэниел Гоулман познакомили нас с теорией эмоционального интеллекта. Абрахам Маслоу дал миру новый взгляд на мотивацию, а Уолтер Мишел – на силу воли. Даниэл Канеман и Амос Тверски разработали теории перспектив и поведенческой экономики. В XXI веке эта традиция продолжилась – американские социальные психологи Джонатан Хайдт и Джошуа Грин стали ведущими исследователями теории моральных эмоций. На самом деле этот список бесконечен. Но, на мой взгляд, из всех психологов еврейского происхождения основной вклад в развитие науки внесли три человека – Виктор Франкл, Аарон Темкин Бек и Мартин Селигман. Франкл разработал метод логотерапии, основанный на поисках смысла жизни. Бек стал соавтором одного из самых эффективных методов лечения – когнитивной психотерапии. Селигман развил теорию позитивной психологии, которая, в отличие от традиционной психологии, занимается не излечением депрессивных состояний, а изучает особенности поведения человека, позволяющие ему сознательно влиять на свое мышление и оставаться осознанным оптимистом.

Во всех перечисленных выше теориях присутствуют разные подходы, но есть у них и общая черта. Все они основаны на идее, что изменив мысли, мы поменяем и чувства. Первым эту идею высказал Альтер Ребе на рубеже XIX века, и в то время эта идея была по-настоящему революционной, особенно в сравнении с другими теориями о модели поведения человека, бытующими тогда. Одни полагали, что характер человека определяется наследственными факторами. Другие считали, что на эмоции человека влияет опыт, приобретенный в раннем детстве и проявляющийся в бессознательном. Были и те, как Иван Павлов, кто утверждал, что поведение любого субъекта определяется условиями его жизни. В каждой из этих теорий внутренняя свобода человека была довольно строго ограничена, а суть человека и его эмоции развивались под влиянием внешних факторов, но не осознанного мышления.

Революционером в психологии стал Виктор Франкл, показавший миру другой путь развития. Свою теорию поиска смысла он разработал, находясь в нечеловеческих условиях – будучи заключенным Освенцима. Jewish.ru подробно писал о нем в статье «Психолог из концлагеря». Франкл видел, что нацисты лишали заключенных концлагеря всего, что определяло их личность – имен, имущества, одежды, даже собственных волос. До Второй мировой войны Франкл работал психиатром, специализируясь на помощи потенциальным самоубийцам. Оказавшись в лагере смерти, он организовал службу психологической помощи вновь прибывающим заключенным, поддерживая в них волю к жизни. Франкл знал: потеряв эту волю, человек умирает.

Там же Франкл сделал открытие, благодаря которому впоследствии стал знаменитым: «Мы, прошедшие концлагеря, можем вспомнить людей, которые ходили по баракам, утешая других и подчас отдавая им свой последний кусок хлеба. Пусть их было немного, но они служат достаточным доказательством того, что у человека можно отнять все, кроме его последней свободы – выбора личного отношения к происходящему».

Волю к жизни в людях поддерживала вера, что в будущем каждый из них должен исполнить свою миссию, выполнить поставленную перед ним задачу. Франкл обнаружил, что «значение имеет не то, что мы ждем от жизни, а то, что жизнь ожидает от нас». Ведь в Освенциме было множество заключенных, потерявших всякую надежду на спасение и уже ничего не ждущих от жизни. А Франклу удавалось убедить их, что жизнь от них еще чего-то ждёт. Например, у одного из заключенных остался ребенок, которого депортировали, и он выжил. Другой намеревался написать после войны книгу. Дав человеку картину будущего, Франкл помогал ему найти цель в этой жизни, даже находясь в окружении, а то и на пороге смерти.

Метод Франкла вызвал сдвиг в сознании, позднее вошедший в теорию когнитивной психотерапии как понятие переосмысления. Одна и та же картина в различном обрамлении выглядит по-разному. Это верно и в жизни. Меняются не обстоятельства, а наш взгляд на них. Франкл пишет, что ему удалось выжить в Освенциме благодаря размышлению о том, как он потом будет читать в университете цикл лекций о психологии заключенных концлагерей. И всё происходящее он рассматривал в качестве удачных примеров, дополняющих его лекцию. «Этим способом я как-то сумел подняться над ситуацией, над сиюминутными страданиями, и я наблюдал их так, как будто они были уже в прошлом», – вспоминал Франкл. Мы не всегда можем изменить окружающие нас обстоятельства, но «мы можем изменить свой взгляд на них, а это, в свою очередь, повлияет и на наши чувства» – такова главная идея Франкла.

Однако впервые это открытие сделал ещё библейский Иосиф, сын нашего праотца Яакова. Иосиф в 13 лет лишился свободы, был продан братьями в рабство и находился в разлуке с отцом 22 года. И выжил он в тюрьме и на чужбине потому, что чувствовал свое предначертание, видел себя в будущем, а на случившиеся с ним злоключения смотрел как на дорогу к нему.

Иосиф изменил свое прошлое. Даже в тюрьме он воспринимал себя не как заключенного, которого предали даже родные братья. Он видел себя как человека, на которого возложена миссия: спасти от голода целую страну – крупнейшую на тот момент мировую державу, а затем обезопасить членов своей семьи. Переосмысление помогло Иосифу прожить долгие годы без жгущих душу злости на братьев и жажды мести. Он смог их даже простить, так как всю негативную энергию, веющую из прошлого и настоящего, он трансформировал в сосредоточенность на прорыв в будущем. Сам того не осознавая, Иосиф применил один из самых успешных приемов психологии – показал, насколько сильный эффект имеет переосмысление. Мы не можем отменить уже случившееся с нами, но мы можем изменить своё отношение к нему, и таким образом изменить прошлое и повлиять на будущее. В какой бы ситуации мы ни оказались – переосмыслив ее, мы можем увидеть её по-новому и тем самым обнаружить в себе силы, чтобы выжить. И стойкость, чтобы верить: после темной ночи наступит ясный день.

Джонатан Сакс

Шейндл Кроль

Статьи по теме

Литература

Отец-невидимка

Бабушку я запомнил «сумасшедшей», «бандершей». Деда она убила из ревности, причем суд ее оправдал. Потом она вырезала деда со всех фотографий, так что у папы был отец-невидимка. И, знаете, папа до конца жизни старался быть на него похожим, быть воплощением холода и пустоты. Сестре, страдающей...

Наука

Загубленный гений

Родители вводили его в гипноз, чтобы он быстрее запоминал буквы, и в год малыш уже читал газеты, к шести знал восемь иностранных языков, а в 16 лет стал преподавателем Гарварда. Но на фоне колоссального интеллекта, который оценивали выше IQ Эйнштейна, Уильям Сайдис совершенно не умел общаться с...

Наука

Пирамида счастья по Маслоу

Все знают его по пирамиде потребностей – сначала поешь, потом развивайся, – однако сам Абрахам Маслоу ее никогда в таком виде не изображал. Пирамида стала лишь упрощенным изложением его идей, доказывающих, что сущность человека исходно не болезненна, а позитивна, направлена на постоянное развитие...

Наука

Лев Выготский. Добрый гений

Среди черно-белых портретов на стенах кафедры психологии его лицо всегда самое молодое и красивое. Советский психолог, основатель культурно-исторической теории Лев Выготский – один из тех людей, о которых не стыдно говорить с придыханием. Не только потому, что он был гением, хотя в этом нет...