Всесильное ничтожество

22.06.2018

«Нельзя войти в одну реку дважды» – этот фразеологизм приписывается древнегреческому философу Гераклиту. И объясняется так: вода движется по руслу реки в одном направлении, одна вода сменяют другую, и физически не получится окунуться в ту же. Так и наша жизнь течет как вода, и для каждого из нас настанет свой час, и все мы уйдем в небытие, как сказано в библейских текстах: «Вышли из праха и возвратимся во прах». Но хоть все мы, конечно, смертны, однако в каждом из нас есть нечто неподвластное смерти, вечное и неизменное, как само русло реки, которое остаётся, несмотря на бесконечную смену вод.

Это неподвластное смерти – то, что мы оставим после себя. Одни оставят детей, другие – учеников и последователей. Но все мы в качестве нашего продолжения оставим совершенные в жизни поступки и их долгосрочные последствия, которые будут оказывать влияние на окружающих и после нашего ухода. И таким образом наши поступки меняют мир, выходя за рамки времени и пространства.

В своих поступках же человек всегда балансирует между разумом и чувствами, осмыслением и эмоциями и совершает ошибку за ошибкой, какой бы из двух путей ни выбрал. Просто потому, что мы – живые и смертные. И у каждого из нас есть ограничения: те реки, в которые мы никогда не войдем, и горы, на которые не поднимемся, подобно тому, как пророк Моисей не вошёл в Святую Землю, хотя она лежала перед его ногами, и он сорок лет вёл по пустыне к ней свой народ, спасенный из египетского рабства. Так и мы способствуем развитию, плодов которого уже не увидим.

Кажется, что мы – букашки. Смертные и совершающие ошибки. Французский философ Вольтер так вообще называл людей «насекомыми, поедающими друг друга на маленьком комке грязи». Скончавшийся недавно физик Стивен Хокинг говорил, что «человечество – не более чем соединение химических элементов, населяющее небольшую планету, движущуюся по орбите вокруг самой обычной звезды где-то на окраине одной из миллиардов галактик». А современный израильский историк и писатель Юваль Харари, автор «Краткой истории человечества», утверждает, что «человек – это всего лишь рябь на поверхности космической реки».

Еврейская традиция в общем-то тоже исходит из того, что человек по сути своей – грешен, а в некоторых Священных текстах он даже назван «сосудом, полным нечистот». Однако вместе с тем иудаизм против изничтожения человека, поскольку, согласно библейской традиции, человек был «создан по образу и подобию Б-га». И вряд ли Вольтер считал самого себя насекомым, равно как химические соединения не становятся физиками, а рябь на поверхности космической реки не создает международные бестселлеры.

В сущности, человека нельзя однозначно назвать ни богом, ни ничтожеством. А попытки прийти к любой из этих однозначностей подвергают опасности само существование человека, поскольку весь смысл как раз в сохранении баланса между вечностью и смертностью человека, божественностью и конечностью.

Хасидский мудрец Ребе Симха Бунем из Пшисухи говорил, что человек должен пользоваться двумя «карманами». В одном кармане хранить память о том, что он – прах и пепел, а в другом – знание, что ради него и был создан этот мир. Жизнь – это схватка физической немощи с духовным величием, мимолетности с бесконечной вечностью. Каждый из нас составляет эту бесконечную реку жизни. Все мы – персонажи очень древней истории, которая началась на заре цивилизации, и нам надо сыграть отведенную роль до конца.

Джонатан Сакс

Материал подготовила Шейндл Кроль

Комментарии

Самое читаемое

Хроники

Казни ради

Трупы повешенных были сожжены. Прах передали двум агентам госбезопасности. На зимней дороге в пригороде Праги их машина забуксовала. Прах высыпали под колеса, чтобы ехать дальше...

Общество

Еврейка из прошлого

«Муж умирал, и я сказала: “Можно ли мне обнять тебя, хотя я нечиста?” (ибо у меня были месячные, и я не смела коснуться его). Он ответил: “Упаси Б-же, детка, подождем еще немного, и ты очистишься”. Увы, когда это произошло, было уже поздно!»...

Литература

Близнецы в зверинце

Ева начала процесс по сбору свидетельских показаний бывших врачей Освенцима, а потом сообщила, что прощает их, в том числе и доктора Менгеле. Сама власть прощать, по словам Евы Мозес-Кор, делала её сильнее её мучителей, и только прощение помогло ей отрешиться от тягостных воспоминаний,...