Top.Mail.Ru

Всесильное ничтожество

22.06.2018

«Нельзя войти в одну реку дважды» – этот фразеологизм приписывается древнегреческому философу Гераклиту. И объясняется так: вода движется по руслу реки в одном направлении, одна вода сменяют другую, и физически не получится окунуться в ту же. Так и наша жизнь течет как вода, и для каждого из нас настанет свой час, и все мы уйдем в небытие, как сказано в библейских текстах: «Вышли из праха и возвратимся во прах». Но хоть все мы, конечно, смертны, однако в каждом из нас есть нечто неподвластное смерти, вечное и неизменное, как само русло реки, которое остаётся, несмотря на бесконечную смену вод.

Это неподвластное смерти – то, что мы оставим после себя. Одни оставят детей, другие – учеников и последователей. Но все мы в качестве нашего продолжения оставим совершенные в жизни поступки и их долгосрочные последствия, которые будут оказывать влияние на окружающих и после нашего ухода. И таким образом наши поступки меняют мир, выходя за рамки времени и пространства.

В своих поступках же человек всегда балансирует между разумом и чувствами, осмыслением и эмоциями и совершает ошибку за ошибкой, какой бы из двух путей ни выбрал. Просто потому, что мы – живые и смертные. И у каждого из нас есть ограничения: те реки, в которые мы никогда не войдем, и горы, на которые не поднимемся, подобно тому, как пророк Моисей не вошёл в Святую Землю, хотя она лежала перед его ногами, и он сорок лет вёл по пустыне к ней свой народ, спасенный из египетского рабства. Так и мы способствуем развитию, плодов которого уже не увидим.

Кажется, что мы – букашки. Смертные и совершающие ошибки. Французский философ Вольтер так вообще называл людей «насекомыми, поедающими друг друга на маленьком комке грязи». Скончавшийся недавно физик Стивен Хокинг говорил, что «человечество – не более чем соединение химических элементов, населяющее небольшую планету, движущуюся по орбите вокруг самой обычной звезды где-то на окраине одной из миллиардов галактик». А современный израильский историк и писатель Юваль Харари, автор «Краткой истории человечества», утверждает, что «человек – это всего лишь рябь на поверхности космической реки».

Еврейская традиция в общем-то тоже исходит из того, что человек по сути своей – грешен, а в некоторых Священных текстах он даже назван «сосудом, полным нечистот». Однако вместе с тем иудаизм против изничтожения человека, поскольку, согласно библейской традиции, человек был «создан по образу и подобию Б-га». И вряд ли Вольтер считал самого себя насекомым, равно как химические соединения не становятся физиками, а рябь на поверхности космической реки не создает международные бестселлеры.

В сущности, человека нельзя однозначно назвать ни богом, ни ничтожеством. А попытки прийти к любой из этих однозначностей подвергают опасности само существование человека, поскольку весь смысл как раз в сохранении баланса между вечностью и смертностью человека, божественностью и конечностью.

Хасидский мудрец Ребе Симха Бунем из Пшисухи говорил, что человек должен пользоваться двумя «карманами». В одном кармане хранить память о том, что он – прах и пепел, а в другом – знание, что ради него и был создан этот мир. Жизнь – это схватка физической немощи с духовным величием, мимолетности с бесконечной вечностью. Каждый из нас составляет эту бесконечную реку жизни. Все мы – персонажи очень древней истории, которая началась на заре цивилизации, и нам надо сыграть отведенную роль до конца.

Джонатан Сакс

Материал подготовила Шейндл Кроль

{* *}