Top.Mail.Ru

Раввин Его Величества

10.03.2023

На днях мы могли бы отмечать 75-летие одного из наших авторов – главного раввина Британии, лорда Джонатана Сакса. Однако его уже более двух лет нет с нами. Но эти дни – повод вспомнить об одном из крупнейших мыслителей и самых влиятельных евреев наших дней.

Глубина мышления в помеси с его оригинальностью – вот что поражало при общении с ним. Именно эти качества в конечном счёте предопределили отношение к нему и интеллектуальной, и религиозной, и политической элиты. А его кулуарные разговоры с великими мира сего, как оказалось, повлияли на пути развития цивилизации не меньше, чем его книги и проповеди.

Но как и все мы, раввин Сакс был родом из детства. Он появился на свет в Финчли – на северной окраине Лондона – через несколько лет после войны, в 1948-м. И хотя воспитывался в ортодоксальной еврейской семье, но учился он – сюрприз! – в классической англиканской школе. По официальной версии – поблизости попросту не было еврейской школы. Но так или иначе, в детстве будущий главный раввин основательно штудировал Новый Завет. Думается, именно этим в немалой степени объясняется приверженность раввина Сакса межконфессиональному диалогу – он верил не только в саму его возможность, но и в его продуктивность.

Затем была учеба в лондонской иешиве «Эц хаим» и в Кембриджском университете, а степень по философии он получал уже в Королевском колледже – в том самом, где потом ему предстояло стать профессором.

Говоря о людях, оказавших на него наибольшее влияние, сам Джонатан Сакс называл в первую очередь Маймонида – именно из его трудов он открыл для себя, насколько же еврейское мировоззрение взаимосвязано и с достижениями современной науки, и с мировой философией. Вторым своим учителем он называл раввина Йосефа-Дова Соловейчика – от него он узнал, почему не надо бояться того конфликта в сознании, который возникает при столкновении иудаизма с нееврейской культурой. А последним учителем – Седьмого Любавического ребе, которого считал «величайшим еврейским лидером наших дней».

Но к этому списку смело можно было бы добавить и Шимшона-Рафаэля Гирша – великого комментатора Пятикнижия и основоположника модернистского течения в иудаизме. Саксу, безусловно, была близка идея Гирша, что еврей должен овладевать всем комплексом знаний человечества. В сущности, именно Сакс был подлинным продолжателем дела Гирша. А роль Сакса на рубеже XX–XXI веков вполне сравнима с той, которую сыграл Гирш полтора столетия назад.

Одной из основных философских идей раввина Сакса, проходящей через все его книги, было убеждение в том, что «иудаизм дарит человечеству надежду в том диалоге, который оно ведет с самим собой», в отличие от греческой трагедии, которая «призвана повергнуть его в отчаяние». В этом «даровании надежды», а также личном совершенствовании на основе вечных ценностей и заключалась, по мнению Сакса, универсальная роль иудаизма.

А дальше – от универсализации еврейского мировоззрения к необходимости межконфессионального диалога – был всего один шаг. И он его сделал. Ведь иудаизм он называл единственной монотеистической религией, которая не претендует на монополию, а евреи не пытаются навязать свою веру другим народам, что открывает колоссальные возможности для диалога иудаизма со всеми другими религиозными течениями. «Давно пришло время изгнать из западного мировоззрения демона Платона, утверждающего, что существует некая универсальная правда, а все люди одинаковы», – писал он в книге «Уважать другого», ставшей настольной для многих современных философов.

К слову, именно об уважении и эксклюзивности каждого человека говорит нам и само Пятикнижие. Причем в первых же строках читаемой как раз на этой неделе во всех синагогах мира библейской главы «Ки Тиса», содержащих указание, как нужно проводить перепись населения: «Пусть каждый даст половину шекеля, чтобы быть исчисленным. Богатый не даст больше, а бедный – меньше. Каждый – полшекеля». С одной стороны, из этого следует равенство каждого вне зависимости от материального положения перед Б-гом, законом и обществом. Но второй посыл: люди – не скот, не гаечки и не винтики, чтобы считать их по головам. Каждый – это личность, заслуживающая уважения. Именно эту идею проповедовал раввин Сакс.

Уже к 1980-м годам он был популярной фигурой в Великобритании, активно печатаясь не только в еврейских, но и в обычных СМИ. А заняв в 1991 году кресло главного раввина Британии, он начал продвигать свои идеи на практике, организуя межконфессиональные диалоги и выступая на самых престижных мировых форумах. А в 2009 году на Всемирном форуме в Давосе организовал встречу религиозных лидеров всей планеты, выведя с тех пор межконфессиональный диалог на новый политический уровень.

В своих же проповедях к евреям он не уставал напоминать, что «не следует замыкаться на себе и вполне можно позволить соприкасаться и сотрудничать с нееврейским миром». Образно говоря, раввин Сакс открыл двери и окна в доме традиционной еврейской ортодоксии, впустив в него ветры со всего мира – в твердой уверенности, что этот дом способен противостоять любым ветрам. Более того – эти ветры, пронёсшись по еврейскому дому, вышли из него совсем другими! За примерами далеко ходить не надо: если бы не раввин Сакс – не было бы принято историческое решение римского папы о том, что евреям для спасения души не надо креститься. Нам это решение кажется немножко нелепым, как прогноз погоды из соседней галактики, но оно иллюстрирует, насколько же раввин Сакс изменил эти «ветры».

Нельзя скрыть, что подобные взгляды и идеи раввина Сакса, да и всё его открытое поведение нередко вызывали недовольство у собратьев по цеху – других ортодоксальных раввинов. Тем более что занимаемая Саксом должность главного раввина позволяла проводить эти идеи в жизнь. Не обходилось и без скандалов. К примеру, формула Сакса, что «Б-г обращается к христианам как христианин, а к мусульманам – как мусульманин», – вызвала резкую критику со стороны раввинистического сообщества, и дело запахло едва ли не его изгнанием с поста главного раввина.

«Разбор полётов» происходил в главной синагоге Манчестера. И в разгар бурного обсуждения, когда нападки сыпались со всех сторон, раввин Сакс неожиданно для всех привёл полузабытую цитату из классического труда Маймонида «Мишнэ Тора», которую учат в обязательном порядке во всех иешивах: «Все слова, которые говорил Иисус из Назарета, и всё, что говорил исмаилитянин, который пришел после него, – не что иное, как строительство дороги для прихода Царя Мошиаха». На этом разбор полётов закончился – спорить с Маймонидом раввины нашего поколения уже не могут. Эрудиция Саксу снова помогла!

Видимо, этот симбиоз – с одной стороны, вполне себе современные взгляды на жизнь, а с другой стороны, классическое ортодоксальное мышление – именно этот коктейль позволял Саксу пользоваться огромным влиянием одновременно и среди лейбористов, и среди консерваторов. В разные годы он был советником таких разных премьер-министров, как Джон Мейджор, Тони Блэр и Гордон Браун. Связывали его дружеские отношения и со многими членами королевской семьи, прежде всего – с принцем Чарльзом, а ныне – королём Карлом III. Впрочем, воцарения своего друга он не дождался.

Их дружба началась на торжественном обеде в Букингемском дворце: раввина Сакса часто туда приглашали, должность и связи обязывали. Но он явился туда со своими тарелками! И на удивленный вопрос принца Чарльза объяснил: мол, опасается, что королевская посуда может быть некошерной.
– Вам придётся непросто, – сказал принц чудаковатому гостю. – Ведь будут не только перемены блюд, но и перемены столов.
– Ничего, Ваше Высочество, я буду переходить от стола к столу со своей посудой, – ответил раввин.

Во время обеда он так и делал, что очень не понравилось сидевшему поблизости еврею-банкиру. «Бросьте ваши еврейские штучки! – шипел тот. – Вы что, не понимаете, что вы нас позорите?!» Но после обеда принц подошёл к раввину Саксу, взял под руку и попросил его остаться после ухода гостей – чтобы рассказать побольше о евреях. Тут же подскочил банкир и радостно сообщил принцу:
– Ваше Высочество, между прочим, я тоже еврей!
– Да?! – удивился принц. – А где же тогда ваши тарелки?!

В 2005 году раввин Сакс был посвящен в рыцари. В 2009-м – стал бароном и был введён в Палату лордов. Думается, что он относился ко всем этим титулам с некоторым юмором. Хотя по своей сути и вправду был рыцарем – рыцарем Торы. И на его гербе стоило бы выбить слова, которые раввин Сакс так часто любил повторять: «Золотой век иудаизма еще впереди!».

{* *}