Top.Mail.Ru

Еврей слезам не верит

01.09.2023

О чём евреи плачут, кроме денег, и зачем миллиардер с раввином ходили к Стене Плача, разбирался наш корреспондент.

Многим в Израиле, да и далеко за его пределами известно имя раввина Элимелеха Фирера. Любой человек, если он сам или его близкие заболели, вне зависимости от национальности, вероисповедания и степени религиозности может обратиться в созданную раввином Фирером организацию «Эзра ле-мерапе» – дословно это название можно перевести как «Помощь в исцелении».

Там пациенту помогут найти лучшего в Израиле или любой стране мира специалиста по его медицинской проблеме, обеспечат проведение консультации у него, а при необходимости помогут и деньгами на лечение. Эта организация помогла такому числу больных, что имя раввина Фирера приобрело популярность по всему еврейскому миру, а сам он был удостоен госпремии Израиля.

Эту историю о нём я услышал из уст не менее крупного раввина – Ицхака Зильберштейна, являющегося, помимо главы религиозного суда в Бней-Браке, и раввином больницы в этом городе.

Однажды, рассказывал раввин Зильберштейн, в гости к раввину Фиреру в Бней-Брак приехал один богатый еврейский филантроп. Его беседа с Фирером затянулась далеко за полночь, и в какой-то момент филантроп предложил:
– Рав Фирер, давайте прямо сейчас поедем к Стене Плача и вместе там помолимся!
– Уже очень поздно, – ответил раввин. – Может, перенесём поездку на утро?
– Но утром я улетаю в Штаты, а перед этим очень хотел бы побывать у Стены Плача, – продолжил настаивать бизнесмен.

Уже совсем не юному раввину Фиреру не хотелось ехать, но ещё меньше он хотел обидеть гостя. И когда они в два часа ночи появились у Стены, площадь перед ней была почти пуста. Лишь невдалеке другой пожилой еврей приник к Стене и молился, время от времени прерывая молитву рыданиями.
– Посмотрите на него, – сказал бизнесмен. – Всевышний не зря привёл нас в этот час к Стене Плача. Он нуждается в нашей помощи. Спросите у него, почему он плачет – вдруг болен кто-то из его родственников. А вы как раз лучший специалист по этим вопросам! Если же все здоровы – значит, у него материальные трудности. И тогда помочь ему – это уже мое дело!

Раввин Фирер подошел к молящемуся и спросил, отчего тот плачет – не болен ли кто из его близких?
– Нет, что вы! – ответил молящийся. – Слава Всевышнему, я и все мои родные здоровы.
Тогда к нему подошел миллиардер и спросил, насколько велика материальная проблема – он готов решить почти любую.
– Спасибо, но я, слава Творцу, ни в чём не нуждаюсь! – ответил он.
– Но почему вы тогда плачете?! – воскликнули в один голос раввин и бизнесмен.
– Сегодня я женил младшего – 12-го сына, – ответил он. – И мои слезы – это слезы благодарности Творцу за всё, что Он для меня сделал.
– Теперь действительно понятно, зачем Всевышний привел нас сюда в столь поздний час, – сказал раввин бизнесмену. – Нам обоим показали, какой должна быть истинная благодарность.

Вспомнил я сегодня об этой истории потому, что услышал её от раввина Зильберштейна на лекции, посвящённой библейскому отрывку «Ки Таво». А именно его будут читать в синагогах всего мира в ближайшую субботу. И начинается он с напоминания о том, Кого евреи должны благодарить за всё, что они имеют: «Когда придёте вы в страну, которую Всевышний даёт вам в удел, и овладеете ею, и поселитесь в ней, то возьмите начатки плодов, собранных на земле этой, и принесите их в место, которое Всевышний изберёт для обители Имени Своего».

Эта заповедь – помнить о том, что всему хорошему в своей жизни ты обязан не только себе, но и помощи Свыше, и быть благодарным за это – и лежит в основе всех наших успехов, в том числе и материального процветания. Правда, сейчас у нас нет Храма, а значит, мы не можем выполнить эту заповедь буквально, но седьмой Любавичский ребе считал, что в наши дни она просто выполняется чуть иначе: поскольку сказано нашими мудрецами, что «весь мир – это сад Всевышнего», то его плоды – это дети. И воспитать их так, чтобы они осознавали эту неразрывную связь между евреями и Всевышним, равнозначно принесению первых плодов в Храм.

Но надо понимать, что и отрывок «Ки Таво», и соседствующие с ним главы представляют собой единый структурный фрагмент – последнюю речь Моисея перед евреями накануне своей кончины. И драматургически один из самых знаковых фрагментов этой речи пришёлся как раз на отрывок «Ки Таво». Это повеление сынам Израиля – после того как они «перейдут Иордан этот», уже одни, без Моисея, и войдут в Землю Израиля – разделиться надвое. Шесть колен встанут на горе Гризим, а шесть – на горе Эйваль. И с горы Эйваль будут громко провозглашены все проклятия, которые ждут евреев за нарушение союза с Творцом, а с горы Гризим – все благословения.

Именно поэтому отрывок «Ки Таво» иногда называют «парашат тотехот» – «главой проклятий». И читается он обычно за неделю-другую до наступления еврейского Нового года – праздника Рош а-Шана, являющегося также Днём суда. Но наши мудрецы увидели в этом добрый знак: дескать, пусть все проклятия останутся в прошлом году, а в новом нас ждут только благословения.

Любопытно, что в 1939 году чтение этого отрывка выпало по григорианскому календарю на шаббат, начавшийся вечером 1 сентября – день, когда разгорелась Вторая мировая война, принесшая еврейскому народу колоссальные беды. И раввины того времени считали, что это было неслучайно: так, по их мнению, исполнилось проклятие, запрещающее евреям заниматься идолопоклонством не только явно, но и «тайно» – ещё один запрет из нынешнего отрывка «Ки Таво». Ведь ещё за век до Холокоста выдающийся еврейский мыслитель раввин Шимшон Рафаэль Гирш в своих комментариях на этот отрывок делал особый упор на слове «тайно». По его мнению, это можно понимать как «в душе» – не афишируя своё преклонение перед чуждыми евреям ценностями. Или даже «втайне от самого себя» – не осознавая этого и искренне веря, что, служа чужим ценностям, обогащая их своим умом и творчеством, ты делаешь этот мир лучше, а значит, в итоге служишь Всевышнему. Страшная ирония истории заключается в том, что именно евреи Германии, считавшие себя немцами даже больше, чем сами немцы, и куда более других увлечённые блеском «великой немецкой культуры», стали первой же жертвой этой «культуры», когда она бульдозером покатилась по Европе.

Но проклятиям в Пятикнижии всегда противопоставляется альтернатива в виде благословений, и глава «Ки Таво» не является в этом смысле исключением: «И если будешь исполнять волю Всевышнего, то поставит Он тебя в пример всем народам земли». Но важно не забывать, что вся наша сила и все наши достижения, которыми мы так часто поражаем другие народы, проистекают именно от этой неразрывной связи. Так давайте же будем достойны именно Его благословений, а не проклятий.

{* *}