Top.Mail.Ru

Секрет еврейского счастья

06.10.2023

Помнится, в первый год нашего пребывания в Израиле я честно праздновал Рош а-Шана, постился в Йом Кипур и собирал гостей в нашем семейном шалаше в Суккот. Но к началу Симхат Тора эта бесконечная череда праздников с их долгими молитвами, немалыми тратами на еду и подарки, а также бесконечными застольями настолько меня утомила, что я уже не испытывал первоначального энтузиазма. Напротив, только и думал, когда же это наконец кончится?!

И потому вечером в Симхат Тора, когда другие евреи радостно носились по синагоге со свитками Торы, я просто стоял в сторонке с довольно кислым лицом стороннего наблюдателя.
– Что такое? – спросил, подойдя ко мне, мой новый сосед Ариэль, ставший потом близким другом. – Почему ты не танцуешь с Торой?
– Как-то не хочется! – признался я. – Не чувствую особого повода для радости.
– Это ты зря! – ответил он. – Ты так правильно провёл все праздники, но сейчас этим своим поведением можешь перечеркнуть все заработанные у Него «очки». В Симхат Тора евреи обязаны радоваться!
– Но ведь никто не может принудить человека радоваться. Даже Б-г! – воскликнул я.
– Тут ты прав, – согласился Ариэль. – Но позади у всех нас тяжелые десять дней суда. А когда суд заканчивается благоприятным приговором, то человеку свойственно радоваться. И даже ликовать! Потому эти дни и названы «зман симхатейну» – «временем нашей радости». Радуясь, мы выражаем благодарность за хороший приговор. А какие чувства вызывает неблагодарность, думаю, ты и сам знаешь?

Потом он подумал и добавил:
– Знаешь, у нас сегодня своего рода свадьба: мы как бы снова сочетаемся браком с Торой, начиная читать её по новой, с первой главы. Ты же пришёл на свадьбу с таким выражением лица, словно на похороны! А теперь представь, что чувствует отец невесты, когда видит, что для новоиспеченного зятя брак с его дочерью не в радость, а в обузу?!

При этом сам Ариэль не считал себя великим знатоком Торы. Напротив, всегда подчеркивал, что он – обыкновенный банковский клерк, но просто хранящий верность вере отцов и дедов. Но некоторые вещи он мог объяснить похлеще, чем любой раввин. И тот с ним разговор запомнился мне на всю жизнь.

Я потом часто задумывался, почему нам не просто рекомендуется, а предписывается радоваться в праздник Симхат Тора, что отражено уже в самом его названии? И если верить нашим майсам, евреи и в самом деле в этот день даже в очень мрачные времена не стояли с понурым взором в сторонке, а предавались самому необузданному веселью. Это ведь об этом празднике когда-то написал неувядающий Александр Моисеевич Городницкий:

У евреев сегодня праздник.
Мы пришли к синагоге с Колькой.
Нешто мало их били разве,
А гляди-ка – осталось сколько!
Русской водкой жиды согрелись,
И, пихая друг друга боком,
Заплясали евреи фрейлехс
Под косые взгляды из окон.

Ты проверь, старшина, наряды,
Если что – поднимай тревогу.
И чему они, гады, рады?
Всех ведь выведем понемногу.
Видно, мало костям их прелось
По сырым и далеким ямам.
Пусть покуда попляшут фрейлехс –
Им плясать ещё, окаянным!

Выгибая худые выи,
В середине московских сует,
Поразвесив носы кривые,
Молодые жиды танцуют.
Им встречать по баракам зрелость
Да по кладбищам – новоселье,
А евреи танцуют фрейлехс,
Что по-русски значит – веселье.

А недавно мне вдруг подумалось, что неслучайно в полузабытом мной идише слово «фрейлехс» – веселье – созвучно, а возможно (это уже не ко мне, а к подлинным знатокам идиша), и родственно слову «фрейхейт» – свобода. Ведь если вдуматься, подлинную радость может испытывать только свободный человек – рабу её испытать не дано по определению. И только свободный человек может искренне, по-настоящему веселиться. А как считают специалисты по природе человеческого смеха, «способность смеяться и радоваться – показатель полной внутренней и внешней свободы личности».

Если в Суккот, тоже названный праздником свободы, мы радуемся освобождению из египетского рабства – ведь лучше быть свободным человеком в ненадежном шалаше в пустыне, нежели рабом в богатом и кажущемся таким надёжным Египте. То в праздник Симхат Тора мы радуемся радостью высшего порядка, в очередной раз присягая на верность Торе. Мы радуемся, что ничто, помимо Торы, не властно над нами в этом материальном мире. И это наше рабство, эта преданность Торе – и есть высшая форма свободы: никакой босс на работе и никакие политики не могут запугать нас или поставить на колени, поскольку мы точно знаем, что всё в этом мире на самом деле решают не они, а тот самый Б-г, который вывел нас из земли Египетской.

Нам мешают молиться, облагают новыми налогами и грозят все новыми карами? Нас начинают травить антисемиты? Ой да ладно. Пережили фараона – переживем и это. А закрыв одни двери, пророк Элиягу откроет для нас другие, возможно, куда более широкие и интересные.

Неслучайно одна из любимых поговорок наших предков гласит, что «лучше умереть от смеха, чем от страха». Страх – это как раз неотъемлемый спутник любого вида рабства. Так что веселитесь, евреи, веселитесь.

{* *}