Top.Mail.Ru

После ХАМАС хоть потоп

20.10.2023

Почему террористы из группировки ХАМАС могут оказаться предвестниками нового Всемирного потопа, объясняет наш колумнист.

Открывшие библейский отрывок «Ноах» – а именно его евреи будут читать во всех синагогах мира в эту субботу – неизбежно споткнутся на иврите о фразу: «И развратилась земля перед Б-гом, и наполнилась земля хамасом».

Как известно, ХАМАС – это название террористической группировки, устроившей в Израиле в праздник Симхат Тора кровавую резню, жертвами которой стали более 1400 человек. На арабском слово ХАМАС является аббревиатурой названия «Харакат аль-Мукавама аль-Исламия», что в переводе означает «Исламское движение сопротивления».

Но в иврите слово «хамас» имеет совершенно другое, очень ёмкое значение, которое куда больше подходит для этой организации. Одни переводчики Пятикнижия трактуют слово «хамас» как «разбой», другие – как «грабеж», третьи – как «насилие». Но в оригинальном значении оно вбирает в себя и одно, и другое, и третье. Да и вообще все самые чудовищные преступления вместе взятые. А потому наиболее точный перевод слова «хамас» на русский – это «злодеяние». Именно так и следует переводить слова Пятикнижия: «И развратилась земля перед Б-гом, и наполнилась земля злодеянием».

Однако у слова «хамас» есть в иврите ещё одно, чуть более позднее, но тоже очень древнее значение: «Ужас! Караул! Спасите!». «Хамас!» – так кричит человек, оказавшийся перед лицом смертельной опасности. Например, Всемирного потопа.

«Ну вот, – скажет читатель. – Опять автор притягивает за уши совершенно не связанные друг с другом вещи! При чём тут “хамас” из библейского рассказа о Потопе и террористы из нынешнего ХАМАСа?!» На самом деле очень даже при чём!

Давайте вчитаемся в эти строки: «И узрел Б-г, что растлилась земля, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле этой. И сказал Б-г: “Пришёл конец всему живому, ибо наполнили они землю преступлением”». Да, конечно, преступления, в том числе и совершенно чудовищные, творились во все времена, происходят и в настоящем и, увы, будут случаться и в будущем. Но Всемирный потоп тут в буквальном смысле является определённым водоразделом. Комментаторы текста Пятикнижия отмечают, что в первобытном, допотопном обществе жутчайшие преступления воспринимались как норма, как некая естественная сторона человеческой природы. А преступникам всегда находили оправдание подобно тому, как и сегодня нашлось немало подонков или просто недалёких «полезных идиотов», которые ищут оправдание совершенному ХАМАСом злодеянию.

Но если общество перестает осознавать, что совершившие подобные злодеяния террористы теряют само право называться людьми, и более того – выступает на их стороне, то оно само утрачивает право на существование. А мир, в котором все перевернуто вверх дном, где жертва объявляется агрессором, а агрессор – жертвой, где ежедневная ложь называется правдой, а за правду идут под суд, где не только оправдывают, но и прославляют убийц беззащитных детей и женщин – такой мир можно вернуть в нормальное состояние, лишь резко перевернув его обратно, очистив и начав с белого листа. Таким «переворотом» и стал тогда Всемирный потоп.

К счастью, наш мир ещё не дошел до такого состояния. Об этом свидетельствуют множественные слова поддержи от тех, кто разделил с Израилем эту боль. И таковых не меньше, чем вставших на сторону убийц и садистов. А значит, мы всё еще остаемся людьми, и наша цивилизация сохраняет пока право на существование и исправление. Нового Всемирного потопа можно пока не страшиться, тем более что в Пятикнижии обещано: он больше никогда не повторится.

Понимаю, что многие наши читатели воспринимают повествование о Всемирном потопе как ещё одну «бабушкину сказку». Но предлагаю им взглянуть на рассказ о Потопе не как на научный труд или учебник истории или биологии, а как на модель развития природы и человеческого общества. И тут для нас и нашего будущего важно, что во время Потопа не все погибли. Но первый вопрос, который обычно возникает: «А за какие такие особые заслуги был спасён Ной?» Действительно, что он, собственно говоря, такого сделал?

Выдающиеся раввины и комментаторы Пятикнижия дают множество глубокомысленных ответов на этот вопрос, но мне кажется, что самый очевидный ответ содержится прямо в первых же словах посвящённого Потопу отрывка: «А Ной был человеком праведным в своём поколении и родил троих сыновей». Можно долго хохмить на тему, что он был не праведником вообще, а лишь в своём, не самом достойном поколении, но одно из этой фразы вытекает несомненно: Ной был явно, как сказали бы сегодня, сторонником традиционных семейных ценностей – он родил троих сыновей, которые, как выясняется из дальнейшего повествования, тоже создали вполне традиционные семьи. А ведь разрушение этих самых ценностей и стало одной из причин Потопа.

Да и спасся Ной, кстати, тоже не один, а с женой, сыновьями и невестками. Таким образом, Б-г спасает отнюдь не одного отдельно взятого праведника – Он спасает семью! Возможно, последнюю обычную человеческую семью в том допотопном мире!

А второй возникающий тут вопрос: «Не слишком ли жёстко этот ваш Б-г обошелся с собственными творениями, уничтожив их?» Не было ли куда гуманнее дать человечеству и миру ещё один шанс на исправление? Но в том-то и дело, что такой шанс давался неоднократно: «компания Ной и сыновья» строила свой Ковчег долгих 120 лет, объясняя все эти годы своим современникам, что их ждёт глобальная катастрофа, если они не сменят модель поведения. Но понятно, что эти слова натыкались на насмешки и неверие, как натыкаются они на них и сейчас.

И знаете, почему я верю, что именно так оно и было? У меня перед глазами совсем недавний пример: на протяжении трёх последних лет бывший омбудсмен израильской армии генерал Ицхак Брик на всех форумах заявлял, что в армии набирают силы негативные процессы и она не готова к новой войне, а террористы могут прорваться на территорию Израиля. В ответ действующие генералы и разномастные «эксперты» подымали его на смех и называли паникером и спекулянтом – почти как Ноя.

***

Но самый важный для нас – не генералов и не праведников – урок в истории о Потопе видится в том, что Ной ведь тоже не властитель дум, не вождь и не герой. Он самый обыкновенный человек, но просто с твёрдым нравственным стержнем. И будучи «маленьким человеком», наблюдая, как окружающее его общество сходит с ума и утрачивает все былые представления о добре и зле, он понимает, что никак со своего места повлиять на происходящее не может. Единственное, что он действительно может – это не стать соучастником творящегося зла и безумия. А ещё – воспитать детей в неприятии этого зла, внушив им старые добрые понятия о том, «что такое хорошо, а что такое плохо».

Символом этого отстранения от общества с его пороками и становится Ковчег – семейная капсула, внутри которой мир сохраняет свое прежнее нормальное существование, несмотря на бушующие вокруг катаклизмы. И именно это в итоге приводит к спасению и семьи, и мира. В свое время об этом замечательно сказал Наум Коржавин:

В наши трудные времена
Человеку нужна жена,
Нерушимый уютный дом,
Чтоб от грязи укрыться в нем.
Прочный труд, и зеленый сад,
И детей доверчивый взгляд,
Вера робкая в их пути
И душа, чтоб в нее уйти.
И тогда уже может он
Дожидаться иных времен.

После Потопа «маленький человек» Ной выйдет из Ковчега уже великим родоначальником нового человечества, а все мы, живущие сегодня на планете люди, являемся его потомками – членами общечеловеческого братства. И крайне важно не повторить ошибок прошлого – не дать нашей цивилизации переполниться «хамасом», став на путь самоуничтожения. Уничтожен как раз должен быть ХАМАС: «не ради славы – ради жизни на земле».

{* *}