Top.Mail.Ru

Большой еврейский секрет

12.01.2024

Каков сакральный смысл нападения ХАМАСа на Израиль и как его трактуют евреи, разбирался наш корреспондент.

Мне видится явный знак свыше, что именно сейчас – в решающий момент войны в Газе – в синагогах мира будут читать библейскую главу «Ваэра», повествующую об обрушившихся на Египет казнях. И хочется верить, что итоге все наши нынешние враги будут повержены так же, как были повержены в свое время египтяне. Но любопытно, что именно в этой главе Б-г впервые открывает людям своё имя – это, кстати, отражено в её названии, которое точнее всего перевести на русский как «И являлся». И открытие этого тайного имени имеет ключевое значение для самого подхода к восприятию сущности Б-га.

Если прежде на протяжении всего Пятикнижия мы знали Его под именем «Элогим», то есть «Бог всех Сил» – ведь именно так Он представлялся в разговорах с Авраамом, Ицхаком и Яаковом, то теперь Он открывается под четырехбуквенным именем как Творец человеческой, а возможно, и не только человеческой истории.

Имя это носит в иудаизме столь сакральный характер, что его не принято произносить даже в молитвах. Но автор этих заметок всё же рискнет приоткрыть читателю ничтожную часть смысла, который несёт в себе это Имя. Любой знакомый с ивритом человек увидел бы в этом Имени явное сочетание букв, которым отличаются глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени. Таким образом, в этих четырех буквах заложена идея, что Творец в равной степени властвует над прошлым, настоящим и будущим, а значит, для Него просто не существует понятия времени.

Обычно в молитвах и священных текстах это сакральное Имя заменяют словом «Адо-най», которое можно перевести на русский язык как «Г-сподь». А в устной речи просто говорят: «а-Шем», то есть «То Имя». Но именно с явления этой сакральности начинается глава «Ваэра»: «И сказал Б-г Моисею: “Я – Адо-най. Являлся Я Аврааму, Ицхаку и Яакову как Б-г Всемогущий, но имени Адо-най Я им не открыл”».

И что же Он говорит, представившись Творцом истории? «Я – Адо-най. Я выведу вас из-под ига египетского, избавлю вас от порабощения, спасу вас рукою простертой и великими карами!» В сущности, перед нами все та же знаменитая формула Достоевского: «Да и можно ли представить еврея без Б-га?!» Нельзя, разумеется, потому что вся еврейская история, сам генезис евреев как народа и его дальнейший путь неразрывно связаны с Б-гом. По сути, вся история евреев – это история их взаимоотношений с Б-гом. А история взаимоотношений других народов с евреями – это, соответственно, история их взаимоотношений через евреев с Б-гом. Египтяне просто стали первым народом, которому довелось это испытать на себе и осознать, что отношение к евреям определяет в итоге будущее любой нации.

Особенно примечательно, что впервые Творец явил своё имя, дабы возвестить о «великих карах», которые обрушатся на египтян. Впрочем, главной целью этих кар, вошедших в историю под названием «Десять казней египетских», было не наказание египтян за порабощение евреев, а демонстрация возможностей. Фараону и египтянам очень чётко показали, Кто властвует над всем миром, странами и народами и обеспечивает тот миропорядок, который мы называем «законами природы», не особенно вдаваясь в смысл слова «природа» и наивно полагая, что они так же незыблемы, как бы нам того хотелось.

В мгновение ока всё может измениться. Неслучайно первой казнью стало превращение воды во всех источниках Египта в кровь. Вряд ли нужно напоминать, что вода – это основа жизни, самое наличие которой на планете указывает на возможность существования на ней тех или иных форм жизни. Вторая казнь – жабами, ничтожными и весьма простыми ещё существами, но уже земноводными, которые оказываются весьма страшны, если вдруг размножатся в миллиардных количествах – призвана проиллюстрировать плавный переход от одной стихии к другой: от воды к суше. Олицетворением же последней становится третья казнь – вшами, которые возникают ниоткуда, словно из «праха земного». Таким образом нам показывается, как мельчайшее изменение в таких привычных нам сферах – на воде или суше – приведёт к тотальным изменениям для нас.

Но четвёртая казнь, пожалуй, самая интересная. Мы все почему-то воспринимаем как само собой разумеющееся, что большинство диких зверей сторонятся человеческих жилищ, да и вообще побаиваются большого скопления людей, чуя, кто же именно оказался в итоге главным хищником на нашей общей планете. Но египтяне узнали, что случается, когда этот кажущийся нам безусловным инстинкт исчезает и любые звери лишаются страха перед людьми.

Затем Египет будет ждать массовый падёж домашнего скота и ледяной град, уничтоживший весь урожай на полях, вместе с которым в один миг испарилось казавшееся таким крепким материальное благополучие это самой великой сверхдержавы своего времени. А потом пришли казни, касающиеся уже не денег, а непосредственно жизни и здоровья: на страну обрушились эпидемия за эпидемией и, наконец, венчающая всё казнь первенцев, не обошедшая стороной ни один египетский дом.

Удивительно наблюдать, как большинство людей предпочитают не видеть, не замечать «руки Небес» во всём происходящем с ними, с их страной, со всем человечеством. Куда удобнее объяснять всё случайным стечением обстоятельств, чем задуматься, почему и зачем нам посылаются те или иные испытания, о существовании которых мы вчера даже ещё и не подозревали. Это, безусловно, касается и нас, евреев.

Полагаю, что и общее число казней – 10 – безусловно, неслучайно. Как неслучайно и то, что оно совпадает с числом заповедей, данных на горе Синай. А согласно древнейшему еврейскому трактату «Поучение отцов», сам наш «мир был создан десятью речениями». Таким образом, число 10 не менее значимо в алгоритмах устройства Вселенной и законах истории человечества, чем цифра 7. И именно поэтому в самой дате недавних страшных событий – 7 октября, 7/10 – мне видится некий знак Творца. Пусть речь идет и о нееврейском календаре. И знак этот нам еще только предстоит разгадать.

{* *}