Top.Mail.Ru

Почему люди уходят из религии?

03.09.2004

Месяц элул и дни, предшествующие Рош hа-Шана, еврейскому Новому году, для еврея являются временем самоанализа и осмысления: Как я прожил прошедший год? Где проиграл? Где выиграл? Жизнь — многоходовка, и для того, чтобы сделать верные выводы, стоит заглянуть глубже в прошлое и в самого себя, ибо «незначительные» события увязываются в единую цепочку и все наши сегодняшние шаги в значительной степени обусловлены нашими прошлыми шагами.

Оглядываясь назад, я вижу, что жил (вернее будет сказать — «живу») во время, проклятое древними китайцами, время перемен. Эпоха Перестройки и распада Союза совпали в моей жизни с приходом в синагогу и слиянием (хочется надеяться) с еврейским народом.

Сегодня в сознании большинства та эпоха ассоциируется, в основном, со всплесками коротких периодов благосостояния и обилием политических треволнений. Но и в мире еврейства и духовных поисков происходили схожие процессы. Правда, «богачи» и «политики» еврейства жили в несколько иной плоскости. Были люди, которые становились мультимиллионерами в считанные дни, но миллионы их исчислялись не в долларах, а в познании мудрости Б-га, Торы, и достижениями в работе над собственной личностью. «Политики» вели за собой массы, но не на защиту Белого дома, а в ешивы и синагоги. Дворы синагог (в зданиях все не помещались) наполнились блестящими людьми, для которых бросить престижный вуз ради обретения еврейства было столь же естественным и разумеющимся, как почистить зубы.

ВОЗРОЖДЕНИЕ-ВОЗВРАЩЕНИЕ

Когда в 1991 году я поступил в ешиву в Кфар-Хабаде (Израиль), «русский» контингент составлял половину всего количества учащихся. Нас было около 30-ти ребят, приехавших учиться быть евреями из разных городов агонизирующего СССР. Подобные «русские» группы были практически в каждой хабадской ешиве Израиля.

В кругах тогдашнего моего общения обсуждалась дилемма: Как относиться к людям, предлагающим широким и голодным еврейским массам искаженный иудаизм? Оправдываются ли искажения в подаче тем, что множество евреев, благодаря их усилиям, начинает возвращаться к еврейскому образу жизни?

В те времена на вопрос «Легитимен ли такой приход в иудаизм?» отвечали: «Пусть начали они не с истинного понимания еврейства, главное, что теперь они ведут полноценный еврейский образ жизни».

Тогда я дал себе новый ответ на старый вопрос. Первичная результативность не показатель. Увлекшись ненастоящим еврейством, человек практически неминуемо разобьется о реальность.



Союз тогда был переполнен еврейскими активистами. Было бы неправдой говорить, что не было среди них достойных людей — были и много. Но много было также шарлатанов и профанов (причем, многие из них занимались еврейством, руководствуясь лучшими побуждениями). Им действительно удавалось привести большое количество евреев к жизни по законам Творца, исполнению заповедей Торы. Многие из «русских» пришли в ешиву, заинтересовавшись именно такими, искаженными, представлениями о еврействе.

В те времена на вопрос «Легитимен ли такой приход в иудаизм?» отвечали: «Пусть начали они не с истинного понимания еврейства, главное, что теперь они ведут полноценный еврейский образ жизни».

Вновь я вернулся к этому вопросу, когда начался массовый «уход» из нашей «русской» ешивской компании. После завершения ешивы религиозными остались 10 человек из 30-ти. И вопрос этот — вовсе не о тех, кто «пришел, потусовался и ушел», не о «бабочках-однодневках», а о людях, относившихся к еврейству всерьез. Что же произошло?..

БОРОТЬСЯ И ИСКАТЬ, НАЙТИ И… УДИВИТЬСЯ

Любой баал тшува (еврей, вернувшийся к еврейской жизни) рано или поздно приходит к этому: «иудаизм», к которому я шел, отличается от того, к которому пришел.

И неудивительно: впервые встретившись с еврейством, каждый из нас нашел в нем привлекательные для себя фрагменты. Каждый нарисовал себе «свой иудаизм». К нему и шел, превозмогая сложности и лишения. Но настоящее еврейство, как оказалось, сильно отличается от стереотипов, созданных в своем сознании восхищенными баал тшувами. Столкновение с реальностью заставляет человека задуматься: А этого ли я хотел? Ради этого ли я шел на жертвы?

И хотя осмысление подобного жизненного кризиса требует исследования гораздо более серьезного, мне кажется, что одним из основных факторов этого является разница между «первично представленным еврейством» и еврейством настоящим. Чем больше разница — тем больше кризис.

Тогда я дал себе новый ответ на старый вопрос. Легитимно ли привести человека к Творцу кривдой? Результативность не показатель! Вернее, первичная результативность не показатель. Увлекшись ненастоящим еврейством, человек практически неминуемо разобьется о реальность. А если и не разобьется, то от него потребуются поистине титанические усилия для пересмотра и переосмысления роли Б-га в его жизни.

КТО ВИНОВАТ? ЧТО ДЕЛАТЬ?

Первый вопрос интересует меня в гораздо меньшей мере. Предпочитаю оставить это дело Б-гу и совести людей, занимающихся еврейским просвещением. Но вот второй вопрос, на мой взгляд, насущен и для современных евреев. Для тех, кто не хочет ограничить собственное еврейство исчезающей записью в паспорте.

Я вовсе не настроен останавливать евреев на их пути к своему народу, на пути к Б-гу. Хочу лишь упредить подмену истины суррогатом.

Настоящий иудаизм — штука не простая. Нет ничего странного в том, что «еврейскую» дискотеку в Шаббат посещает больше народа, чем молитву в синагоге, — любой человек ищет в жизни легкость и простоту. Молодежная, национализированная тусовка, клуб еврейской культуры и искусства, модные занятия Каббалой — не возлагают на наши плечи тяжелых обязанностей и потому не столь обременительны.

Но если в этом вы видите путь еврейского самовыражения, то получаете подмену. И вовсе не потому, что иудаизм отрицает молодежные компании, не потому, что в еврействе нет места для культуры и искусства. Отнюдь! А потому что все это — лишь фрагменты иудаизма. Сделав ставку на фрагмент, вы обрекаете себя (или своих [будущих] детей) на последующий выбор: По-сути, я не идентифицирую себя с еврейством в целом. По большому счету, еврейство — это не я.

Еврейский народ пойдет дальше сквозь века, проглотив слезы горечи от потери своих братьев и сестер, отвлекшихся и потерявшихся в пути. Оставайтесь с нами! Это сложнее, но только это — еврейство.

Раввин Йосеф Херсонский

{* *}