Top.Mail.Ru

Раввинский ТОП – 34

28.02.2005

Перед вами подборка самых интересных (по оценкам посетителей) вопросов–ответов за эту неделю проекта Rabbi.Ru — самого авторитетного русскоязычного сообщества раввинов.

Мы стараемся бережно сохранять стиль вопросов и ответов, исправляя лишь грубые грамматические ошибки. Все это — для того, чтобы вы могли почувствовать живой стиль общения «простых смертных» с раввинами.

Кстати, возможно, мы с вами присутствуем при рождении новой специальности: e-rav. И, быть может, скоро в ешивах кроме моэлей, шойхетов, сойферов и баалей койре будут готовить е-равов. «Е», конечно же, означает не «еврейский», а «электронный». И будут они вместо моэльского моэль-мессер или шойхетского халафа затачивать серваки и апплеты, надзирая по ходу дела за написанием программ.

Программы с hэкшером будут означать, что в .ехе-шных файлах не смешиваются С++ и Java, что перед созданием нового класса программист окунался в микву и что все CRC равны 613-ти. Возможно, они будут выпускать исходники с комментариями. Например, исходники «Тетриса» с комментариями Сончино, ну и так далее…

Из рейтинга ТОП–10 в этот материал не входят лишь те вопросы, которые состоят из узкопрофильной hалахической терминологии. Итак…

1 МИК
Как переводится вся песня хава нагила на русский язык?

hава нагила — давайте ликовать!
hава нэранэна вэ-нисмэха — давайте петь и веселиться!
уру ахим бэ-лев самеах — встаньте, братья, с веселым сердцем!

Йосеф Херсонский

2 Бат Шева
Я еврейка и не могу понять почему евреи думают что они круче и все сделано только для нас и что гой просто что бы делать нам хорошо.
меня это бесит

Так думают не евреи, а жлобы всех национальностей.
У евреев их, кстати, на мой взгляд, меньше среднестатистического.

Михаэль Кориц

Цитата из молитвы: «Пусть душа моя будет прахом пред каждым (человеком)… и открой мое сердце к Торе Твоей».
Т. е. для того, чтобы сердце открылось Торе, необходимо отсутствие высокомерия и заносчивости. Необходима скромность (не путать со стеснительностью!). И отношение это должно проявляться не только в отношении Б-га.

Йосеф Херсонский

3 Анастасия
Можно ли нееврею добираться до синагоги в шаббат на транспорте?

На неевреях не лежит обязанность соблюдения законов субботы в той мере, в какой она лежит на евреях.
Проблематичность пользования транспортом относится к еврейским законам.
Посему для нееврея не возникает никаких проблем с тем, чтобы приехать в синагогу. Как в субботу, так и в любой другой день.

Йосеф Херсонский

4 М-мь
Шалом! Как бороться со страхом смерти?

А зачем с ним бороться?
Главное правило в обращении с инстинктивными и при этом, на Ваш взгляд, негативными свойствами — не бороться, а отвлечься.
Отвлекитесь на что-то хорошее. Углубитесь «по уши» в добрые дела — скажем, служение Б-гу. Страх уйдет сам собой.

Йосеф Херсонский

5 Акав а-Барон
Шалом!Равы, вы писали,что машиах не(обязательно) должен родиться в Бейт-Лехеме, но ведь Миха-наби ясно пишет; «И ты, Байт-Лэхэм в земле Эгуды... из тебя произойдет Вождь, который будет править Моим народом, Исраэлом» (5;2) Прошу прояснить.

«А ты, Бэйт-Лэхэм Эфрата, самый младший среди семей Йеуды! Из тебя произойдет (для) Меня властелин в Йисраэйле…»
http://chassidus.ru/library/tora/kuk/neviim/micha.htm

Неужели прочтение этих слов может натолкнуть здравомыслящего человека на мысль о том, что речь идет о городе?!
«Самый младший среди семей Йеуды» — город?!
С другой стороны, эрудированность в ТаНаХе подскажет, что:
а) город Бейт-Лэхем — семейный удел Давида;
б) Б-г обещал Давиду, что все последующие цари будут иметь законный статус при условии прямого потомства от него по отцовской линии;
в) поскольку Мошиах будет еврейским царем, базисная его характеристика — прямой потомок Давида по отцовской линии.
Так о чем/ком говорит пророк? О Давиде!

Йосеф Херсонский

А Вы настойчивый товарищ! Ведь Вам уже некоторое время тому назад отвечали на этот вопрос:
http://www.rabbi.ru/index.asp?id=16046&id2=15806
Так к чему вторая попытка?

Шауль Айзек Андрущак

6 NLO
Интересно, оказывается, выкрест (оскорбительно-уничижительное название, кстати) не может стать гражданином Израиля.
А еврей-мусульманин или буддист?
У еврейки русский муж и потому крещеные дети (совершеннолетние, несовершеннолетние) — их не пустят в страну?
Если другие члены семьи "выкреста" правильные евреи, как с правом на воссоединение семьи?
Если у человека только бабушка-еврейка и став христианином он лишь выбрал религию ДРУГИХ ПРЕДКОВ?
Как чиновники узнают о "выкресте" если он сам не укажет это в документах?
Можно обратиться в общину и если с соплеменником СЛУЧИЛОСЬ СТРА-А-АШНОЕ (опера), оттуда сообщат, но в отношении б. СССР это не работает!
Это не к тому, что в Израиле нет свободы совести, полит. строй далек от традиционной классической демократии; каков механизм реализации закона?
Вряд ли он работает, трудно представить, что в Израиле нет евреев-христиан, особенно из бывшего Союза.

Безусловно, данный пункт закона о репатриации, мягко говоря, трудно применим. Из-за всех вариантов, упомянутых Вами (вероисповедание лиц, подпадающих под действие закона в силу родства с евреями, законом не оговаривается, а данные о вероисповедании самих евреев практически не перепроверяются. Так что на практике проблемы возникают только в тех редких случаях, когда в Израиль собирается настоящий ревнитель веры (может, даже с претензией на мученичество) или священник, монах и т. п.), и еще нескольких. Но и сам факт декларации позиции в данном случае крайне важен и полезен.

Нужно сказать, что существуют попытки изменить данный пункт. И в сторону послабления (вплоть до полной отмены), и в сторону устрожения. Но в Израиле крайне неохотно трогают закон о репатриации, так что ожидать каких то изменений не стоит.

А теперь коротенько по некоторым пунктам Вашего послания.
1. «Выкрест» — слово русское, «православное». Так что претензии не к нам. В еврейских языках вероотступников называют разными другими словами.
2. Речь не идет о праве на гражданство. Например, христиане, родившиеся в Государстве Израиль, имеют на него полное право. Какое-то количество эмигрирует в страну по различным (легальным и нелегальным) каналам. Речь о праве на репатриацию. Ну и, мимоходом, праве быть зарегистрированным как еврей в удостоверении личности.
3. Закон касается людей, сменивших иудаизм на любую другую религию.
4. На сегодняшний день ничего страшного в крещении евреев нет. Люди-то ничем с еврейством не связанные, — какой с них спрос. Конечно это все очень грустно и обидно (обида, в основном, на себя — что ничего не сделал для того, чтобы это предотвратить). Иногда смешно. Иногда все-таки противно. А страшно было, когда за отказ креститься вырезали целые общины. Или когда по доносам выкрестов вырезали. Ну и прочее в таком вот разрезе.
5. Ну, то, что иммиграционная политика государства это одно, а гражданские свободы его граждан — другое, Вы, кажется, и без меня понимаете. Но напомнить лишний раз не мешает.

Шауль Айзек Андрущак

7 Инди
К ответу на вопрос 16388.
"По закону мудрецов, в субботу разрешено читать Тору и заниматься изучением наук и книг мудрости, они помогают познать мир и, как следствие, лучше понять волю Творца."
Означает ли это возможность посещать в субботу учебные учреждения, соблюдая при этом все запреты (не писать и т. д.)

Сам факт учебы (посещение лекций) в субботу не является нарушением субботы с точки зрения буквы закона. Разумеется, когда это не идет в ущерб субботним обязанностям еврея, как то молитвы, трапезы.
С точки зрения духа Торы, субботний день стоит посвятить служению Творцу через молитву, постижение Его мудрости, заложенной в Торе. Посему посещение будет желательным в случае, когда польза лекций служению не завуалирована и не косвенна.

Йосеф Херсонский

8 AK
Что такое аидише коп?

Еврейская голова

Шауль Айзек Андрущак

9 М.КОРИЦУ
Вопросы к статье "Евреи ненавидят гоев?", написанной Вашими молодыми коллегами.
ША написан в Европе в средние скажем века и в нем оговаривается как евреям себя вести в том числе с соседними народами, практические поступки.
В тогдашней Европе не было ни индейцев, ни эскимосов, ни вотяков. Словом никаких других "идолопоклонников" вокруг, кроме христиан.
Понятно, что с т. з. евреев христиане идолопоклонники (это не раз было, на вашем в т. ч. сайте) — они поклоняются различным человеческим изображениям (статуи, иконы).
А в статье (и всегда) напирается на то, что идолопоклонники не есть неевреи ( кто кроме евреев, мусульман и атеистов не идолопоклонники?), не есть христиане.
Зачем держать читателей (гоев?) за идиотов?
ТщательнЕе надо, товарищи, с контррдоказательной базой!

Уважаемый Аноним!
Держать читателей за идиотов не стоит вне зависимости от их национальности. Но и читателям не надо быть поспешными в своих суждениях.

Действительно, Шульхан Арух написан уже в 16-м веке, то есть даже позднее, чем в Средние века. Но надо учитывать специфику еврейской литературы. В ней строго сохраняются стилистика и лексика древней литературы.

То есть Шульхан Арух повторяет слова, написанные еще в Мишне, то есть во втором веке. Идолопоклонники есть и в современном мире, поэтому не стоит удивляться тому, что они встречались и четыреста лет назад.

В Шульхан Арух приведены все законы, которые могут встретиться в практической жизни, хотя бы и редко, поэтому законы об идолопоклонниках представлены в Шульхан Арух.

Вопрос о том, относить ли христианство к идолопоклонничеству, тоже не так прост, как Вам кажется. Всюду, где однозначно это утверждается, речь идет именно о евреях, для которых оно строго запрещено. Когда же речь идет о неевреях, то со времен Нахманида (14-й век) существовала четкая позиция не относить законы об идолопоклонниках к христианам, и в последние века она стала общепризнанной. Не забывайте, что и практическое поведение христиан (а значит, и их статус) менялся к лучшему на протяжении веков.

Надеюсь, вопрос стал яснее, но и в противном случае готов продолжить его обсуждение.

С пожеланиями всего наилучшего,

Михаэль Кориц





{* *}