Предки виноваты!
15.11.2019
15.11.2019
15.11.2019
В официальном календаре Евросоюза этот день обозначен как «Международный день борьбы с нацизмом, расизмом и антисемитизмом», но для меня, побывавшего только что в Европе, эти слова звучат как насмешка. Ежедневно поступают новости о нападениях на евреев – и во Франции, и в Великобритании, и в Германии. Очень многие уже уехали, а остающиеся признавались мне, что чувствуют себя с каждым днем всё менее уютно. Но одновременно – они же! – бросались в бой, стоило мне обвинить европейцев в зоологическом антисемитизме.
– Что вы?! – начинали они уверять меня. – Большинство европейцев – это очень добрые, милые и культурные люди!
Я тянул пиво, слушая их признания в любви к старушке-Европе, и вспоминал, как такие же добрые, милые и культурные люди отправили более полувека назад 6 миллионов моих соплеменников в газовые камеры, да и всю Европу превратили в сплошное пепелище.
Интересно, откуда в евреях мазохизм, эта интеллектуальная слепота, лишающая способности видеть очевидные вещи?! И откуда эта готовность чуть ли не рвать рубашку на груди ради людей, которые тебя, скорее всего, если не явно, то тайно ненавидят?!
Ответ на этот вопрос я нашел в библейской главе «Ваера», которую будут читать в синагогах в ближайшую субботу. «Сидел Авраам у входа в шатер знойным полднем. И поднял Авраам свои глаза и увидел: вот три человека стоят перед ним. И увидев их, побежал он им навстречу и поклонился до земли. И сказал: “Господа! Если я снискал приязнь в глазах ваших, пожалуйста, не пройдите мимо слуги вашего. Сделайте милость!”», – гласит библейский текст.
А дальше Авраам, пригласив их в гости, начинает хлопотать сам и вскоре задействует всех домашних для достойного приема этих случайных незнакомцев, совершенно не интересуясь ни их национальностью, ни социальным статусом, ни политическими убеждениями, ни материальным достатком. Для него любой гость – это, прежде всего, человек, которого надо достойно принять.
И евреи, и арабы ведут свою знаменитую традицию гостеприимства именно от общего предка – Авраама, но к этой замечательной традиции следует добавить и унаследованное евреями от Авраама уважение к любой человеческой личности, равное отношение и к богатому, и к бедному, и к аристократу, и к простолюдину. А ведь именно с этого и начинается подлинная интеллигентность!
Но самое интересное, что гости эти пришли к Аврааму не просто так. Среди прочего они пришли и для того, чтобы возвестить Аврааму: погрязшие в грехах Содом и Гоморра будут разрушены. И дальше начинается знаменитый спор Авраама с Б-гом, в котором наш праотец, отчаянно торгуясь, пытается спасти жителей этих городов: «Быть может, есть пятьдесят праведников в городе! Неужели со злодеями Ты погубишь и этих праведников?! – говорит Авраам и совсем уж категорично заключает: – Не подобает Тебе делать такое!»
При этом Аврааму, конечно же, прекрасно известны нравы и образ жизни обитателей Содома и Гоморры. Он всё знает о царящем в них насилии. Более того – его родственник Лот и члены его семьи сами пострадали от бесчинств жителей этих городов. И тем не менее Авраам возвышает голос в их защиту и даже в какой-то момент начинает дерзить самому Творцу Вселенной, указывая Ему, что Тому следует делать, а что нет.
Неделю назад, рассказывая о недельной главе «Лех Леха», мы писали, что в наследство от Авраама евреям досталась способность к креативному мышлению и умение подняться над привычными взглядами и представлениями. А из главы «Ваера» можно почерпнуть другую характерную еврейскую черту, также воспринятую от Авраама – неисправимый и подчас слепой гуманизм, вечное стремление возлюбить всё страждущее человечество сразу и прийти ему на помощь. И исторических примеров того, как евреи думали о благе немцев, французов и русских куда больше, чем представители этих народов, можно привести великое множество. И хоть Заповедь возлюбить врага своего и подставить другую щёку никогда не числилась среди еврейских, но именно евреи зачастую ей следовали, в отличие от тех, у кого она записана в постулатах.
Как говорил герой одного фильма: «Не я в этом виноват – предки виноваты!» А потому не стоит особо удивляться, когда видишь евреев в первых рядах правозащитников, борцов с расизмом, дискриминацией, любой несправедливостью. И нечего удивляться, когда они переходят грань разумности и превращаются в «адвокатов дьявола». Ведь и Авраам защищал от уничтожения населенные злодеями города.
Обо всем этом я и думал, сидя в нюрнбергской пивной и слушая разглагольствования местных евреев о том, что «не все немцы одинаковы». Я не знаю, стоит ли нам так гордиться этой самой чертой Авраама, но мы такие, какие мы есть, и с этим ничего не поделаешь.