Top.Mail.Ru

Колумнистика

Петр Люкимсон

Огонь нам только снится

06.03.2020

Огонь нам только снится

06.03.2020

На днях ко мне в гости зашёл близкий родственник и рассказал, что у него большая проблема с сыном: замечательный мальчик, умница и круглый отличник по всем предметам наотрез отказывается изучать ТАНАХ – библейский текст, который в израильских школах является обязательным предметом. А без успешной сдачи по нему экзамена – аттестата не видать.

«Даже не знаю, что с ним делать, – посетовал родич. – Заладил, что не хочет забивать себе голову этими древними сказками, и всё тут! Может, ты посоветуешь, как его переубедить?!» Я, конечно, хотел съязвить в ответ, что такое отношение его сына к еврейству – это прямое следствие его же воспитания, поскольку он сам не раз насмехался над «всеми этими сказками». Но всё же сдержался. И зацепился за известный мне факт:
– Ты как-то говорил, что он увлекается историей искусства, – вспомнил я. – Так объясни ему, что многие шедевры живописи созданы на основе библейских сюжетов, а подавляющее большинство культурных кодов современной цивилизации берут своё начало в библейском тексте.
– Можешь привести хотя бы один наглядный пример? – спросил родственник. – А то сам знаешь, я – больше по греческой мифологии.

Я на секунду задумался, а потом понял, что далеко за примером ходить не надо – достаточно открыть библейский текст на отрывке «Тецавэ», который будут читать в синагогах в эту субботу. Там сказано: «Прикажи сынам Израиля, и они доставят чистое оливковое масло, выжатое из маслин вручную, чтобы зажигать светильник, горящий постоянно в Шатре Откровения. И будет это вечным законом, данным всем поколениям».

«Вечный огонь» давно стал одним из важнейших культурных кодов человечества, символом памяти о павших воинах и того, что память эта – священна, но мало кто задумается, что истоки самой идеи «Вечного огня» находятся в библейском тексте – в заповеди о зажигании светильника в Иерусалимском Храме.

И с этим «Вечным огнём» еврейские мудрецы связывали множество каббалистических тайн. Свет «Вечного огня», горящего перед завесой Святая Святых, виделся им символом того духовного света, который открылся однажды на горе Синай во время дарования Десяти заповедей и, сформулированный в таком виде, стал моральным стержнем цивилизации. Еврейский же народ в каббале уподобляется самим маслинам, поскольку евреи, когда на них давят, превращаются, как и плоды оливы, в куда более ценный продукт – «масло», способное даровать тот самый свет всем народам.

Примечательно, что возжигать и поддерживать этот «Вечный огонь» мог не каждый, а только коэны – священники Иерусалимского Храма, вся жизнь которых от начала и до конца была подчинена служению. И хоть формально служили они Творцу, но по сути – были служителями народа, для которого этот Храм значил куда больше, чем государство.

При этом у служителей не было ничего своего – даже их одежды изготавливались на собранные народом деньги, о чем мы подробно уже писали год назад. Но в эти дни в Израиле, когда третьи подряд досрочные выборы снова не выявили ясного результата и дело идёт к четвёртым, надо напомнить политикам, которые величаво именуют себя служителями народа, об этих образчиках честности и служения.

И служители той поры вне зависимости от своих личных взглядов и политических пристрастий, которые, конечно же, у всех были разные, очень хорошо понимали, что представляют они не тогдашних «левых» или «правых», а весь еврейский народ. Нынешние политики, под какими бы лозунгами они ни шли на выборы, также должны осознавать, что они обязаны действовать в интересах всех израильтян. А в настоящий момент этот интерес заключается в том, чтобы бесконечная выборная чехарда наконец закончилась и в Израиле было сформировано легитимное правительство.

Политический лидер не имеет права делить нацию на «своих» и «чужих», противников и единомышленников, «плохих» и «хороших» – с тем, чтобы, потакая одним, ущемлять интересы других. С момента начала своего служения обществу политики должны представлять все его части, все «колена» нации и следить за тем, чтобы «Вечный огонь» не угас.

{* *}