Top.Mail.Ru

Кандидату всё к лицу

15.02.2019

Предвыборные кампании в Израиле и на Украине в самом разгаре, и кандидаты всех мастей стараются своей пёстростью завлечь побольше избирателей, взирающих на это карнавальное шапито со всё возрастающей брезгливостью.

И библейский отрывок «Тецавэ», который будут читать в синагогах в эту субботу, кажется в этой связи невероятно актуальным, хотя в нём повествуется вроде бы о совсем далёких от наших дней историях – об обряде посвящения в Первосвященники и одеждах, в которые облачались священники Иерусалимского Храма. Дело в том, что слово «коэн» обычно переводится на русский язык как «священник», но это не совсем верно и не отражает его подлинного смысла. В буквальном переводе слово «коэн» означает просто «служитель», и именно в этом значении оно широко используется в современном иврите. «Ху ме-хаэн» – могут сказать и о председателе совета директоров крупной компании, и о высокопоставленном чиновнике, и о депутате Кнессета.

И служить он должен тем, чьи интересы он поставлен защищать. Поэтому было бы крайне полезно всем кандидатам на места в Кнессете перечитать эти слова из отрывка Тецавэ», чтобы понять наконец, в чем же заключается их миссия: «Сделай священные одеяния для Аарона, брата своего. Скажи всем мудрым сердцем, которых Я наполнил духом мудрости, чтобы они сделали одеяния для Аарона, чтобы освятить его». Первый вывод, на который тут следует обратить внимание – одежда Первосвященника ему не принадлежала. Она изготавливалась на народные средства и принадлежала всей нации, и лишь надев ее, человек становился Первосвященником. Без нее же он – обычный человек, как и все. Более того – у долго находящегося на посту Первосвященника уже и нет никаких своих одежд – всё, что надето на него, изготовлено на средства общества. И без этих «общественных одежд» он останется попросту голый.

И это надо затвердить каждому, кто садится в депутатское кресло: у него нет ничего своего, а всё, чем он распоряжается, включая государственный бюджет, дано ему только по одной причине – он хочет служить тем, кто послал его в Кнессет, Госдуму, Конгресс или Верховную Раду. Эту элементарную истину не понимают, увы, большинство народных избранников, забывающих об интересах своих избирателей обычно уже на следующий день после выборов.

Отдельно в этом библейском тексте подчёркивается, что одежды эти должны быть идеально чисты и соответствовать всем заданным Свыше стандартам, а в нашем предвыборном случае – чаяниям избирателей. Иначе – «ляжет вина на них, и они будут наказаны смертью».

Как следствие – и само поведение такого служителя должно отличаться от поведения других еще более высокими стандартами. К примеру, Первосвященники ходили крайне осторожно, «дабы не обнажилась нагота их», и никто даже теоретически не мог бы заподозрить их в нескромности. И политикам стоит переложить эту библейскую аллегорию на свои поступки и действовать таким образом, чтобы не опростоволоситься перед избирателями. Служитель, призванный возвеличивать Творца, не имел права претвориться в шута, но многие наши политики, призванные служить интересам общества, давно уже превратились в дешёвых комедиантов, которые почему-то уверены, что их набившие оскомину представления еще кому-то интересны.

Коэнов же, позволявших себе «небрежность в своих одеждах», а понимая шире эту аллегорию – излишние вольности в поведении, – просто-напросто отстраняли от службы как лиц для нее непригодных. Подобные требования должны быть предъявлены и к политикам, и к любым высокопоставленным служащим. На их репутации не должно быть ни одного пятнышка – как не было его на одежде Первосвященника, потому что говорящий от имени народа ни при каких обстоятельствах не должен превращаться во всеобщее посмешище.

{* *}