Top.Mail.Ru

Сколько стоит, дом не строить

06.06.2001





Американцы, наконец, договорились с Ариелем Шароном по вопросу замораживания строительства еврейских поселений. Они пришли к следующему соглашению: оставить данные поселения так, как есть, но строительство новых не начинать. Выработана очень подробная программа действий относительно поселений.

1. Израиль обязуется не занимать дополнительные территории на строительство поселений, и не посягать на территории Палестины.

2. Израиль обязуется не строить новые поселения, даже на своей территории.


3. До дальнейших переговоров принятое решение нельзя менять в одностороннем порядке, и этот вопрос может быть пересмотрен только на переговорах.


Очевидно, Израиль действительно досконально следует предложениям из отчета Митчела; может даже показаться, что Шарон воспринимает текст отчета как приказ к действию. Буш пытается установить контакты между Шароном и Арафатом, и с этой целью назначил директора ЦРУ Джорджа Тенета посредником на переговорах. Это означает, что США собираются принять непосредственное участие в переговорном процессе, а возможно, хотят, чтобы переговоры проходили по их сценарию. Интересно, что палестинская администрация была очень заинтересована в участии Тенета в переговорах, и даже послала в Америку официальный запрос об этом, причем в запросе подчеркивалось, что Тенет постоянно был посредником в переговорах между Израилем и Палестиной, еще при президенте Клинтоне. Израиль не возражал.

Говорят, что телефонные переговоры между Колином Пауэллом и Шароном носят теплый, сердечный характер. Однако за дружественными дипломатическими заявлениями просматривается напряженность: Шарон заявляет, что совершенно не уверен, как долго он сможет проводить политику сдерживания ответного удара, так как уже сейчас со стороны Палестины начинаются агрессивные выпады.

Некоторые аналитики говорят, что Шарон подвергает себя серьезной дипломатической опасности: он постепенно попадает в зависимость от США, и в скором времени американская администрация захочет диктовать ему свою политику. И в этом, возможно, есть доля правды: уже несколько дней назад, когда Колин Пауэлл выразил Израилю свою поддержку и сочувствие, он также сказал, что Израиль "не имеет права использовать новейшие типы вооружений, такие как бомбардировщики F-16 против палестинцев". В контексте всего заявления, суть которого сводилась к поддержке и обещаниям помощи, эти слова звучали особенно странно и неуместно.

Другие аналитики заявляют, что Шарон поступил очень правильно, завязав тесные дипломатические отношения с американский администрацией, ведь таким образом они могут вместе диктовать Палестине свои условия.

Но будет ли Америка "работать" на Шарона, будут ли представители американских спецслужб, выступающие в качестве посредников на переговорах, действительно помогать мирному процессу, или они будут преследовать исключительно интересы своего государства, вот в чем вопрос. Сможет ли Шарон теперь, после того как он надавал Америке столько обещаний, проводить самостоятельную политику? Дело в том, что Шарон — не Арафат, и он не может просто так нарушить условия соглашений. А соглашения эти ставят Израиль в очень щекотливое положение. Означает ли это, что Шарон вновь становится заложником большой политики? Время покажет.

Материал подготовил

Алексей Волков




{* *}