Top.Mail.Ru

Бывший премьер подставил бывшего президента

24.08.2001





Комитет по правительственным преобразованиям при конгрессе, выпустил расшифровки стенограммы бесед между прежним израильским лидером Бараком и экс-президентом Клинтоном. Эти документы показывают, что в последние месяцы президентства Клинтона Барак дважды просил простить Рича, и что бывший американский президент до последнего дня своего срока не мог решиться на этот поступок.

И все же за день до ухода Клинтон подписал бумаги о помиловании. Это произошло 20 января, в последние часы его пребывания в Белом Доме. Рич был обвинен по статье 51 за уклонение от налогов, рэкет и нарушение торговых санкций с Ираном. Но в 1983 перед самым судебным преследованием, сбежал в Швейцарию.

В письме, посланном Бараку на прошлой неделе, председатель комитета Дэн Буртон (республиканец от штата Индиана) интересуется причастностью бывшего премьер-министра к делу Рича, и почему он и Клинтон договорились, минимизировать все разговоры о запросе на помилование Рича. Буртон также интересуется судьбой Денис Рич — видной поборницы демократической партии и эксжены Марка Рича.

В том же запросе спрашивается, полагал ли Барак, что прощение могло бы быть материально важно для самого Клинтона или библиотеки, которую он строит в Арканзасе. Буртон расследует, было ли это прощение обменено на пожертвования библиотеке или на нужды других демократов.

Это уже второе письмо, отправленное Бараку. В марте, Барак ответил комитету, всего по двум параграфам. Барак написал, что к нему приходил глава фонда Рича, Авнер Азулай, бывший агент Моссада, сделавший много для безопасности Израиля и обращался с просьбой посодействовать в помилование Рича.

"Я несколько раз подымал этот вопрос в разговорах с Клинтоном в течение последних двух или трех месяцев его президентства и просил его лично рассмотреть это дело", — написал Барак. Но расшифровки стенограммы бесед Клинтона с Бараком, полученные комитетом, показывают обратное. В первый раз в разговоре с Клинтоном Барак назвал имя Рича 11 декабря, и в тот же самый день, было представлено ходатайство помилования.

Тогда Барак характеризовал Рича как человека, который "сделал много филантропических вкладов в израильские медицинские и образовательные учреждения".

"Он нарушил некоторые правила игры в Соединенных Штатах и живет за границей, — сказал он в разговоре с Клинтоном, -Я только хотел сообщить, что его высоко ценят в Израиле за его благотворительную деятельность и поддержку многих фондов, и что я, хотел бы дать личную рекомендацию рассмотреть его случай".



Клинтон ответил, что он хорошо знает Дениса Рича. "Если ваша эксжена хочет вам помочь, это хорошо", — сказал президент.

Во время второй беседы Барак сказал, что в дополнении к Ричу, он просил поддержать помилование Джонатана Полларда, бывшего американского морского офицера разведки, который отбывает пожизненный срок за шпионаж в пользу Израиля.

Клинтон не хотел прощать Полларда, несмотря на многочисленные общественные запросы еврейских деятелей США.

Клинтон сказал Бараку, что он получил "длинную записку " о Риче, но добавил, " лучшее, чтобы мы не говорили об этом много".

- Хорошо, я понимаю, — отвечал Барак. — Я не буду упоминать об этом в публичных беседах.

В последнем их разговоре, за день до помилования Рича, Клинтон сам обозначил проблему в разговоре с Бараком, и сказал, что он испытывает трудности в принятии решения.

- Единственная проблема с Ричем: нет никакого прецедента в американской истории, — сказал президент. — Нет никакого правонарушения, но нет и никакого прецедента".

Клинтон, очевидно, имел в виду факт того, что Рич так и не предстал перед судом, потому что сбежал в Швейцарию.

- Вопрос — должен ли он получить это (наказание) или нет, но если он это получит дорога сюда ему будет закрыта, — сказал он Бараку. — Это — дилемма. Я работаю над этим.

На следующее утро, перед инаугурацией Джорджа Буша, имя Рича оказалось в длинном списке помилований, в который также включили делового партнера Рича, Пинхаса Грина.

Несколько видных евреев написали письма в защиту Рича, включая национального директора Антидиффамационной Лиги Абрахама Фоксмана, председателя совета Мемориала "Холокост" в Соединенных Штатов раввина Ирвинга Гринберга; бывшего министра иностранных дел Израиля Шломо Бен-Ами, мэра Иерусалима Эхуда Ольмерта и ректора Тель-авивского Университета Итамар Рабинович.

Теперь нью-йоркский федеральный обвинитель расследует причастность Клинтона и проверяет, не был ли нарушен закон при принятии решения. Расшифровки стенограммы основаны на дословных примечаниях, принятых помощниками Белого дома. В то время как расследование продолжается, представительница комитета по правительственным преобразованиям сказала, что никакие израильское или американские должностные лица допрашиваться не будут.

Материал подготовил

Дмитрий Стефкин





{* *}