Top.Mail.Ru

Папа разочаровал

12.05.2009

Папу Иоанна Павла II в Израиле встречали просто с восторгом. О визите Бенедикта XVI этого сказать нельзя.

Речь Папы, произнесенная вчера в «Яд Вашеме», не могла не показаться странной. Казалось бы, ватиканские спичрайтеры могли бы подготовить что-то более достойное. Когда-нибудь, возможно лет через 500, когда ватиканский архив будет доступен исследователям, мы, возможно, сможем найти рациональное объяснение того, почему речь Папы была такой заурядной, пишет израильская газета Haaretz.

Казалось бы, нет ничего проще, чем, говоря о Холокосте, выразить неподдельный ужас, солидарность с пережившими эти чудовищные страдания и боль. Поскольку этого не произошло, значит, кто-то был в этом заинтересован. В церквях не перестали бы звонить колокола, скажи понтифик хоть слово о христианском антисемитизме, даже если бы он пояснил, что без этого христианского антисемитизма нацисты вряд ли бы заручились поддержкой немецкого народа. Слова Папы о Холокосте прозвучали слишком банально, слишком дипломатично и слишком «профессионально» — он говорил о сострадании, испытываемом к еврейскому народу. Эта обязательная фраза, особенно произнесенная представителем церкви, прозвучала как общее место, как штамп.

Сотрудники музея выразили свое разочарование тем, что понтифик даже ни разу не употребил слова «немцы». Это «упущение» они объяснили происхождением Папы. Следует заметить, что израильтяне сами сталкиваются с трудностью, когда говорят о виновниках Холокоста. Заявлять, что в Холокосте виноваты «немцы» — не вполне политкорректно. Вчера президент Шимон Перес во всеуслышание назвал геноцид еврейского народа «гитлеровским Холокостом» — термин довольно неуклюжий. Президент, скорее всего, не хотел обвинять всю немецкую нацию. Во время церемоний, проходящих в «Яд Вашеме», обычно используют другой термин — «Нацистская Германия и ее союзники».

Понтифик ощущает груз исторической ответственности, который несет на своих плечах, будучи немцем и христианином. Вот уже несколько раз Папа выражал свое сочувствие евреям и Израилю. Однако во время вчерашней речи он, непонятно почему, обронил фразу «погибли», как будто геноцид евреев был несчастным случаем. Возможно, это не так уж и важно: сами израильтяне часто используют это выражение.

Однако это выражение, прозвучавшее из уст Папы, следует понимать совершенно иначе. Получается, тот, кто писал речь, предпочел написать именно эти слова, нежели фразу «были уничтожены». Складывается такое впечатление, что кардиналы спорили между собой: какую фразу израильтяне заслуживают больше, и решили, что «погибли» подойдет лучше, чем «были уничтожены». Даже постоянное употребление слова «трагедия» может показаться попыткой избежать разговоров о том, что было на самом деле.

Память о Холокосте должна заставлять каждого человека бороться с расизмом и защищать права человека. Однако Бенедикт предпочел высказаться об уроках Холокоста абстрактно. Может быть, эти слова прозвучат уместно из уст немецкого профессора теологии, однако произнесенные главой Римской Католической церкви, они звучат просто как «затертые пятаки», отмечает газета Haaretz.

Тамил Левитан

{* *}