Top.Mail.Ru

Гилад Шалит: Хроника освобождения

19.10.2011

Старший сержант ЦАХАЛа Гилад Шалит, более пяти лет пробывший в плену у боевиков ХАМАСа, вчера вернулся к своей семье. В обмен на него израильское правительство освободило 1027 палестинских заключенных, осужденных за терроризм и убийства израильских граждан. Сотни людей вышли на улицы в родном городе Гилада, поселке Мицпе-Хила в Западной Галилее. Вокруг дома, где живет его семья, собрались толпы зевак и фоторепортеров.

Ноам Шалит, отец Гилада, призвавший на помощь сыну как израильское, так и международное сообщество, подчеркнул, что день освобождения стал для сына вторым днем рождения. «Гиладу нужно будет пройти курс реабилитации, и мы надеемся, что с помощью врачей он уже совсем скоро вернется к нормальной жизни», — отметил отец.

Шалит-старший признался, что понимает, как тяжело сейчас приходится семьям жертв палестинского террора. «Этот обмен для нас тоже очень сложный, — подчеркнул он. — Мы понимаем чувства людей, чьи близкие погибли от рук палестинских террористов. Цена, которую они заплатили за свободу Гилада, чрезвычайно высока».

Выступая вчера на военной базе в Тель Нофе сразу после встречи освобожденного Шалита, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу отметил, что, согласившись на сделку, он принял одно из самых сложных решений в своей жизни. «От имени всех израильтян и всего еврейского народа я заявляю: наши дети должны возвращаться домой. Ам Исраэль Хай!», — заявил Нетаниягу.

Между тем, вчера 437 палестинских заключенных были доставлены в Рамаллу и сектор Газа, где им устроили геройский прием. Остальные 40 заключенных были отправлены в Сирию, Катар и Турцию.

Как сообщает радиостанция «Коль Исраэль», в США обеспокоены освобождением отдельных палестинских заключенных. Отказавшись назвать конкретные имена, представитель Госдепартамента США Марк Тонер подчеркнул, что США были против освобождения некоторых палестинцев, представляющих, на их взгляд, особую угрозу.

«Государство Израиль отличается от своих врагов, — заявил Нетаниягу в Тель-Нофе. — Мы не радуемся и не ликуем от того, что на свободу вышли сотни убийц. Однако мы верим в торжество и святость жизни. Мы чтим жизнь, так как это древняя традиция всего еврейского народа». Он добавил, что Израиль продолжит борьбу против терроризма, и предупредил, что тех, кто вернется к террористической деятельности, ждет суровое наказание.

Сложный процесс обмена начался во вторник в 8 утра по местному времени, когда представитель египетских спецслужб встретился на территории сектора Газа с Гиладом Шалитом и передал израильской стороне сообщение о том, что израильский солдат жив. В 9 утра похищенного солдата доставили на машине к КПП Рафиах на юге сектора Газа. Из машины Гилада вывели представители ХАМАСа, среди которых был Ахмед Джабари — один из наиболее авторитетных лидеров этого террористического движения.

Уже оказавшись на египетской стороне, Гилад, бледный и заметно исхудавший, был вынужден давать интервью египетскому телевидению. Интервью, которое не было согласовано с израильской стороной, затянуло обмен почти на час и возмутило многих в Израиле. Интервью назвали «жестоким, унизительным и циничным» использованием положения, в котором прибывал по сути еще находившийся в плену Гилад Шалит. В ходе интервью египетскую телеведущую особенно интересовало, намерен ли Гилад уже в Израиле предпринимать шаги, направленные на освобождение остальных палестинских заключенных. «Я буду рад, если они будут освобождены при условии, что они не станут потом воевать против Израиля и будут жить мирно», — ответил Шалит на иврите. На арабский же перевели только первую часть, без условия.

После интервью Шалита на бронированном автомобиле доставили на КПП «Керем-Шалом», где пять лет назад его похитили боевики ХАМАСа. Там военнослужащего встретили спецпредставитель главы правительства Израиля на переговорах с ХАМАСом Давид Мейдан и командующий Южным военным округом генерал-майор ЦАХАЛа Таль Руссо. После того, как Мейдан убедился в том, что перед ним действительно Гилад Шалит, в Израиле был отдан приказ выпустить первую партию заключенных в Египет. 477 человек, уже сидящих в автобусах, предоставленных «Красным Крестом», отправили сначала в Египет, а уже оттуда — в Сектор Газа и на Западный берег.

«Я был первым, кто встретил Гилада в Израиле, — рассказывает Мейдан. — У нас не было возможности поговорить с ним, так как его все еще окружали сотрудники египетских спецслужб, но я уверен, что мы еще успеем все с ним обсудить».

Затем Шалита на бронетранспортере ЦАХАЛа с медицинским оборудованием отвезли на соседнюю военную базу Амитай, где ему дали возможность поговорить с родителями по телефону. Там же Гилад прошел медицинский осмотр, ответил на несколько вопросов военного психолога, принял душ, съел банан, переоделся в военную форму и впервые за пять лет надел очки. К нагрудному карману выданной Шалиту военной рубашки был прикреплен знак участника Второй Ливанской войны (боевые действия проходили в период, когда он находился в плену).

С военной базы «Амитай» Шалит на вертолете был доставлен на военную базу Тель-Ноф возле Реховота, где его уже ждали родители и близкие. Освобожденного солдата встречали премьер-министр Биньямин Нетаниягу, министр обороны Эхуд Барак и начальник Генерального штаба ЦАХАЛа Бени Ганц. Выйдя из вертолета, Шалит отдал честь руководителям государства.

Затем Гилад встретился со своими близкими, которые привезли ему его любимое детское лакомство — сладкие кукурузные палочки «бамба». В Тель-Нофе он прошел углубленное медицинское обследование. Врачи оценили состояние здоровья Шалита как удовлетворительное, несмотря на множественные осколочные повреждения ноги и руки, полученные во время похищения. После медицинского осмотра Гилад вместе с родителями отправился домой в Мицпе-Хилу.

Выступая перед прессой сразу после встречи с Гиладом, Нетаниягу отметил, что этот день запомнится израильтянам как счастливый, но в то же время очень горький. Он подчеркнул, что в переговорах с ХАМАСом он придерживался двух принципов: вернуть Шалита домой и минимизировать последствия выхода на свободу палестинских заключенных.

«Израиль обязан вернуть с поля боя каждого своего солдата, — отметил премьер. — Как военнослужащий и командир в ЦАХАЛе, я несколько раз отправлялся на опасные задания. При этом я всегда знал, что если я или один из моих боевых товарищей попадут в плен, правительство сделает все, чтобы вернуть нас домой. Будучи главой израильского правительства, я это сделал. Как лидер, который ежедневно отправляет солдат защищать израильский народ, я верю, что взаимная ответственность — это не просто красивые слова, а залог нашего существования в регионе».

Второй этап сделки по обмену Гилада Шалита на палестинских заключенных стартует через две недели. Напомним, что израильские власти должны по своему выбору освободить еще 550 заключенных палестинцев. По данным источника в оборонном ведомстве, речь идет о мелких преступниках и заключенных, осужденных за причастность к террористической деятельности.

Кроме того, Армия обороны Израиля и ШАБАК будут пристально следить за 110 освобожденными палестинцами, вернувшимися на Западный берег и в восточный Иерусалим, во избежание возобновления ими террористической деятельности.

Поздравив Шалита с возвращением, Нетаниягу отправился в Иерусалим на встречу с Герхардом Конрадом, немецким посредником в переговорах об освобождении Гилада Шалита. Премьер-министр поблагодарил Конрада и канцлера ФРГ Ангелу Меркель за помощь в этом нелегком деле. Ранее Герхард Конрад встретился с с президентом Израиля Шимоном Пересом, который поблагодарил его за разработку «основы для будущего соглашения».

Поздравления с возвращением Гилада Шалита на Родину приходят в Израиль со всех уголков земли, в том числе, от лидеров Франции, Германии, Италии и США.

Президент США Барак Обама поздравил израильтян и выразил надежду на то, что в израильско-палестинских отношениях наконец-то наступит мир. Выступая перед журналистами в ходе визита Барака Обамы в Северную Каролину, представитель Белого Дома Джей Кэрни отметил, что о том, как отразится эта сделка на мирном процессе в ближневосточном регионе, судить пока рано, однако, по его словам, американский президент достигнутым соглашением очень доволен.

Михаил Завадский

{* *}