Top.Mail.Ru

Недолёт

23.07.2014

Большинство североамериканских и европейских авиакомпаний вчера отменили полеты в Израиль. Такое решение было принято после сообщения о падении выпущенной из сектора Газа ракеты в городе Йегуд, расположенном в нескольких километрах от международного аэропорта имени Бен-Гуриона.


Первыми рейсы в Тель-Авив отменили авиакомпании Delta Air Lines, American Airlines и United Airlines. Вскоре после этого Федеральное управление гражданской авиации США предписало всем авиакомпаниям страны приостановить полеты в аэропорт имени Бен-Гуриона на срок до 24 часов. «Федеральное управление осуществляет постоянный мониторинг текущей ситуации. Запрет на полеты в Израиль будет отменен сразу же, как только позволят обстоятельства, но не ранее чем через 24 часа после публикации данной инструкции», — говорится в документе.

Сообщается, что самолет компании Delta, направлявшийся в Тель-Авив в момент опубликования этой инструкции, был вынужден развернуться над Средиземным морем и совершить посадку в Париже.

Вслед за тем рейсы в Израиль отменил крупнейший канадский авиаперевозчик Air Canada. Представитель Министерства транспорта Канады Эшли Келахер заявил, что соответствующее решение было принято руководством самой компании, без какого-либо давления со стороны государственных органов, передает Ynet.

Примеру североамериканских коллег последовали европейские перевозчики Air France, KLM, Brussels Airlines, Lufthansa, Swiss International Air Lines, а также российские авиакомпании «Аэрофлот» и «Трансаэро». Представители компаний сообщили, что находятся в постоянном контакте с Тель-Авивом и возобновят рейсы, когда это станет возможно. Европейское агентство по безопасности полетов опубликовало инструкцию с настоятельной рекомендацией избегать полетов в аэропорт имени Бен-Гуриона до дальнейших уведомлений. Израильские компании «Эль-Аль» и «Аркиа» продолжают полеты в обычном режиме.

Ранее в этом месяце ХАМАС выступил с угрозой в адрес международных авиакомпаний, призвав их отменить все рейсы в Израиль из соображений безопасности. «Вооруженное крыло движения ХАМАС решило ответить на израильскую агрессию. Мы предостерегаем вас от совершения полетов в аэропорт имени Бен-Гуриона, который принимает военные самолеты и потому является одной из целей наших атак», — говорилось в заявлении террористической группировки.

Вероятно, решение международных авиаперевозчиков приостановить полеты в Тель-Авив было принято в том числе под влиянием недавней трагедии на Украине. Напомним, что на прошлой неделе в небе над Донецкой областью был сбит малайзийский лайнер, совершавший рейс из Амстердама в Куала-Лумпур; все 298 человек, находившихся на борту, погибли.

С критикой решения американских авиаперевозчиков выступил бывший мэр Нью-Йорка, бизнесмен Майкл Блумберг. Он призвал Федеральное управление гражданской авиации США отменить свое распоряжение и дать «зеленый свет» на полеты в Израиль. Представитель бизнесмена сообщил, что накануне вечером Блумберг вылетел в Тель-Авив рейсом израильской авиакомпании «Эль-Аль». Таким образом Майкл Блумберг намерен «проявить солидарность с гражданами еврейского государства и показать на личном примере, что летать в Израиль безопасно». В беседе с журналистами бывший мэр Нью-Йорка заявил, что не видит причин избегать полетов в Израиль и что аэропорт имени Бен-Гуриона можно считать самым безопасным в мире. Отдельно Блумберг обратился к правительству США, высказав мнение, что принятое решение о запрете рейсов фактически означает «незаслуженную победу» ХАМАСа.

Вечером во вторник премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу связался с главой Госдепартамента США Джоном Керри, попросив его вмешаться в ситуацию и содействовать возобновлению полетов из США в Тель-Авив.

Отметим, что ранее широкомасштабный запрет на рейсы иностранных авиакомпаний в Израиль вводился в 1991 году, во время операции «Буря в пустыне», когда израильскую территорию ракетами «Скад» обстреливал Ирак.

Между тем продолжается антитеррористическая операция ЦАХАЛа «Нерушимая скала». Минувшей ночью Армия обороны Израиля вела тяжелые бои в северной и центральной частях сектора Газа. Главной целью ЦАХАЛа по-прежнему остаются подземные коммуникации противника. С начала операции были обнаружены 28 туннелей, из которых шесть уже полностью разрушены. Представители командования ЦАХАЛа отмечают, что полное уничтожение туннелей займет еще около двух недель.

Утром в среду была разрешена к публикации информация о том, что накануне вечером в секторе Газа погибли двое военнослужащих Армии обороны Израиля. Капитан Дмитрий Левитас из Иерусалима, командир танковой роты, был убит выстрелом снайпера. Также в бою погиб старший лейтенант Натан Коэн, командир танкового отделения из Модиина. Трое солдат за последние сутки получили тяжелые ранения, девять — ранения средней степени тяжести, еще восемь — легкие ранения.

Всего за время операции «Нерушимая скала» были нанесены удары по 3250 целям террористов. По данным ЦАХАЛа, в результате прямых столкновений и авиаударов уничтожены 210 боевиков. Потери израильской армии составили 29 человек убитыми.

Международное сообщество продолжает попытки добиться прекращения огня. К настоящему времени предложены два возможных варианта перемирия. План ООН призывает к бессрочному прекращению боевых действий из гуманитарных соображений и проведению переговоров о долгосрочном перемирии. Американский план также предусматривает немедленное прекращение огня и включает выдвинутое Египтом требование удовлетворить экономические требования ХАМАСа, а именно — открыть пограничные переходы и выплатить зарплаты чиновникам Газы.

Власти Израиля, очевидно, не заинтересованы в немедленном прекращении огня, поскольку этот шаг будет негативно воспринят основной частью израильского общества, отмечает обозреватель Haaretz Амос Харель. Большинство израильтян, несмотря на потери, выступает за продолжение операции, целью которой является ликвидация исходящей из Газы террористической угрозы. ХАМАС, по всей видимости, также колеблется между желанием остановить кровопролитие и опасением, что перемирие с Израилем вызовет разочарование населения сектора.

Главную проблему для израильской армии с начала наземной операции представляют используемые террористами подземные туннели. ЦАХАЛ, безусловно, способен ликвидировать эти объекты инфраструктуры ХАМАСа, однако выполнение этой задачи может привести к значительным потерям, добавляет Амос Харель.


Татьяна Володина

{* *}