Top.Mail.Ru

Интифада имени Аббаса

11.11.2014

Жертвами вчерашних терактов в Тель-Авиве и Гуш-Эционе стали двое израильтян. 20-летний старший сержант ЦАХАЛа Альмог Шилони скончался в больнице через несколько часов после нападения на железнодорожной станции «Хагана» на юге Тель-Авива, 26-летнюю жительницу поселения Ткоа Далию Лемкус зарезал палестинский террорист на автобусной остановке в Гуш-Эционе. Еще четверо человек получили ранения.


Первый инцидент произошел в Тель-Авиве около полудня 10 ноября. Террорист напал на военнослужащего ЦАХАЛа, попытавшись похитить его оружие, а затем нанес ему несколько ножевых ранений и скрылся в одном из близлежащих зданий. Вскоре полиции удалось задержать нападавшего: им оказался 18-летний житель Шхема Нур аль-Дин Абу Хашие, находившийся на территории Израиля нелегально. При задержании террорист был ранен. Его жертва, 20-летний Альмог Шилони из Модиина, с тяжелыми ранениями был госпитализирован в больницу «Тель а-Шомер».

По словам медиков, в приемное отделение пострадавшего доставили без признаков жизни, тем не менее реанимационной бригаде удалось «запустить» его сердце. В течение дня было проведено несколько операций, но состояние Шилони оставалось крайне тяжелым и вечером юноша скончался.

Ни одна из террористических группировок не взяла на себя ответственность за теракт, однако представитель ХАМАСа приветствовал совершенную атаку и заявил, что это ответ палестинцев на убийство араба в Кфар-Кане в минувшую субботу.

Шеф израильской полиции Йоханан Данино, выступая в понедельник на конференции по вопросам национальной безопасности, заявил, что инциденты, подобные произошедшему вчера в Тель-Авиве, сложно предотвратить, поскольку практически невозможно предугадать действия террориста-одиночки.

Второй теракт произошел около 17.00 того же дня на шоссе №60 в Иудее, близ поселения Алон-Швут на перекрестке Гуш-Эцион. Террорист на автомобиле протаранил автобусную остановку, выскочил из машины и с ножом напал на 26-летнюю Далию Лемкус из поселения Ткоа. От полученных ран девушка скончалась на месте, двое других потерпевших с ножевыми ранениями были госпитализированы. Охранник поселения застрелил террориста. Сообщается, что преступник, 30-летний житель Хеврона Махер Хамид Аль-Ашальмун, связанный с группировкой «Исламский джихад», провел 4,5 года в израильской тюрьме за бросание бутылок с зажигательной смесью в полицейских. Пять лет назад он вышел на свободу.

Правительство Израиля приняло решение усилить меры безопасности на территории Иудеи и Самарии. В эти районы направлены дополнительные армейские подразделения, усилена охрана на контрольно-пропускных пунктах.

Два теракта, совершенные накануне в Тель-Авиве и на территории Иудеи и Самарии, вызывают вопросы касательно как способности израильской полиции противостоять насилию, так и тактики и истинных намерений председателя Палестинской автономии Махмуда Аббаса, отмечает обозреватель The Times of Israel Митч Гинзбург. Катализатором волны насилия, по его словам, послужили подстрекательства со стороны исламистов: на протяжении последних месяцев ХАМАС активно пытается спровоцировать полномасштабную интифаду. Масла в огонь подливает и деятельность «Исламского государства», которое разжигает радикальные настроения на всем Ближнем Востоке.

Однако ключевую роль в нынешних волнениях «арабского сектора» сыграл Махмуд Аббас, убежден аналитик. Подконтрольная ему группировка ФАТХ, как и ХАМАС, активно публикует в палестинских СМИ провокационные материалы, призывающие нападать на израильтян.

Трансформацию стратегии Аббаса объясняет эксперт-арабист Шауль Барталь, в прошлом офицер военной разведки. Во время войны в Газе руководство ХАМАСа называло Аббаса предателем, который «идет в ногу» с израильским премьером Нетаниягу. «Это привело к падению популярности главы ПА и своего рода кризису. В этих обстоятельствах Аббас должен был показать, что он не менее радикален, чем ХАМАС», — говорит Барталь.

Поскольку лидер ПА не смог добиться с помощью дипломатических действий освобождения большой группы палестинских заключенных (что ХАМАСу удалось сделать с помощью террора), он выбрал путь подстрекательства к насилию в Иерусалиме.
Эта тактика оказалась беспроигрышной, поскольку в вопросе о будущем статусе Иерусалиме все палестинцы демонстрируют солидарность. Отсюда и призыв Аббаса к проведению Дня гнева на Храмовой горе, и несмолкающая радикальная агитация из Рамаллы.

До вчерашнего теракта в поселении Алон-Швут в районе Иудеи и Самарии было относительно спокойно. Однако если подстрекательства продолжат распространяться, кровопролитие может начаться и по другую сторону забора безопасности, на территории, подконтрольной самому Аббасу, подытоживает Митч Гинзбург.

Татьяна Володина

{* *}